Родители вправе позволить своим детям не почитать их, то есть не вставать перед ними, разрешить детям сидеть на их месте и т.д. Однако, такое разрешение не предусматривает права позорить, огорчать, волновать родителей, грубить им или спорить с ними и, конечно же, бить или проклинать.
Получив от родителей позволение их не почитать, дети, не почитая их, не совершают нарушения, но если они продолжают выполнять все законы почитания родителей, им засчитывается выполнение заповеди и награда их велика. Иногда родителям целесообразно снять с детей некоторые обязанности по отношению к себе с тем, чтобы дети не делали нарушений в этой области, и для того, чтобы немного «облегчить» им выполнение заповеди. Однако такие решения должны быть взвешены и обдуманны. Для того, чтобы быть гармоничной личностью, человеку необходима эта заповедь. Кроме того, иногда другие люди, которые не знают всех обстоятельств, учатся, глядя на них, не почитать своих родителей в то время, как их не освобождали от этой обязанности, и таким образом они совершают великое нарушение Торы. Родители, которые освободили своих детей частично или полностью от обязанности почитать себя, в любой момент вправе передумать и обязать их снова.
Запрещено утруждать родителей просьбами, даже если эти просьбы связаны с выполнением заповедей Торы, а не с личными интересами. Однако если родители сами хотят помочь, детям разрешено принимать их помощь. Необходимо только чувствовать, что это не само собой разумеющаяся вещь и родители совсем не обязаны это делать, испытывать благодарность и постоянно её выражать словами и действиями.
Почитание родителей после их смерти.
Обязанность почитать родителей сохраняется и после их смерти. В течение 12-ти месяцев после смерти отца или матери, упоминая о них, следует прибавлять фразу Арэйни капарат мишкаво — «Пусть я буду искуплением для отца» (или матери), а после 12-ти месяцев — Зихроно ли-враха — «Благословенна его память». Обе фразы следует употреблять как устно, так и на письме при упоминании о родителях.
В течение 11-ти месяцев после смерти родителей сыновья говорят Кадиш. Кадиш по матери говорят, даже если отец жив, и, наоборот, — по отцу, если мать жива. Сыновья стараются все 11 месяцев молиться в качестве Хазана. Их вызывают в субботу к Торе на мафтир.
В день смерти (йорцайт) родителей каждый год принято зажигать свечи в память о них. Некоторые постятся в этот день, некоторые устраивают специальную трапезу в память о родителях. В день смерти родителей сыновья говорят Кадиш, стараются молиться в качестве Хазана, их вызывают к Торе. В этот день принято посещать могилу. Дают нуждающимся милостыню ради «поднятия души» родителей. Изучают Мишну.
Любой хороший поступок сыновей и дочерей, выполнение ими заповеди ставится также в заслугу родителям и после их смерти.
Согласно букве закона, дети не обязаны выплачивать родительские долги. Однако если родители умерли, оставив долги, было бы важным знаком почитания родителей выплатить их долги, оградив родителей от недовольства заимодавцев.
Исполнение предсмертной воли отца и матери является одной из «составляющих» заповеди почитания родителей.
Обязанность почитать родственников, составляющая часть заповеди почитания родителей.
В стихе Торы, формулирующем заповедь почитания родителей — Кабед эт авиха вэ-эт имэха — имеется буква вав (означающая добавление), которая «намекает» на обязанность почитать старшего брата, как если это брат по отцу и по матери, так и если это брат только по отцу или только по матери. Согласно некоторым мнениям, эта обязанность — из Торы. Другие считают, что это является постановлением мудрецов, а «вав» — лишь намёк, который Тора дала мудрецам. Что включает понятие «старший брат»? Некоторые считают, что это только брат-первенец. Другие говорят, что категория «старший брат» включает всех старших братьев и сестёр. Понятно, что все согласны, что следует уважительно и почтительно относиться ко всем старшим, тем более, если это брат или сестра. Если почитание родителей — это заповедь, выполнять которую человек обязан как в их присутствии, так и в их отсутствие, как при их жизни, так и после их смерти, то почитать старшего брата, согласно некоторым мнениям, человек обязан только в его присутствии и только при жизни родителей. Нет запрета называть старшего брата по имени, а также нет запрета сидеть на предназначенном ему месте.
В Талмуде в отношении ряда законов приводится правило: «Внуки — как дети». Исходя из этого правила, мудрецы Торы говорят, что человек обязан почитать дедушку и бабушку так же, как обязан почитать отца и мать. Если стоит вопрос, чью просьбу выполнить раньше — родителей или бабушки или дедушки, то родители на первом месте.
В книге пророка Шмуэля (I, 24, 11) мы находим, что царь Давид называет своего тестя Шауля «отец мой». Кроме того, известен еврейский взгляд на семью: жена и муж — одно целое. Поэтому, согласно некоторым мнениям, отношение к тестю и тёще, к свёкру и свекрови — родителям мужа и жены — должно быть таким же, как к своим родителям. Кроме того, почитая родителей мужа, жена оказывает почтение мужу, к чему её явно обязывают законы Торы. Установленный закон гласит: человек обязан почитать тестя и тёщу как «уважаемых старцев», т.е. вставать перед ними, разговаривать в уважительной форме и т.д.
Согласно некоторым мнениям существует обязанность почитать тётю и дядю — брата и сестру матери и отца — так же, как отца и мать. Только в случае, если необходимо угодить обоим, родители — на первом месте.
Хофец Хаим в своих комментариях на Тору говорит, что почитая тех, кого почитают родители, человек выполняет заповедь почитания родителей.