«И поднялся Авраам рано утром»
Поздним вечером прибыл раби Цадка Хучин, раввин синагоги Шемеш Цдака, в город Тель-Авив. Проводник помог ему добраться до гостиницы, где рав мог отдохнуть с дороги, которая в те дни была длинной и трудной.
Прежде чем лечь спать, обратился рав Цадка к хозяину гостиницы и сказал ему:
— Я всегда читаю утреннюю молитву на рассвете. Не подскажете, где можно найти сефардскую синагогу, где есть миньян в такое время?
Хозяин гостиницы попытался припомнить, где есть такая синагога, но не сумел.
— В нашем районе такой синагоги нет, — посожалел он.
— Быть может, есть в другом районе. Пусть даже далеко, мне все равно, — не отчаивался рав Цадка.
— Есть синагога, где молятся рано, — вспомнил хозяин гостиницы. — Но она находится в часе ходьбы отсюда.
— Прекрасно! — обрадовался рав. — Разбудите нас завтра за час до восхода, чтобы мы успели к молитве.
Удивился хозяин гостиницы:
— Неужели не может рав отступить от своего обычая даже на один день? Путь до синагоги долог, а рав уже не так молод!
Ответил ему рав Цадка:
— Я не готов отступить перед йецер а-ра даже на один день!
Получив указания, как именно добраться до синагоги, рав отправился спать: вставать придется очень рано.
Назавтра, когда все в гостинице еще спали, а на улице было темно, рав и его проводник уже выходили из ворот гостиницы. Приготовившийся к долгой дороге, рав был несказанно удивлен, когда за первым же поворотом обнаружил сефардскую синагогу, в ворота которой входили мужчины.
— Когда начнется молитва? — спросил рав Цадка одного из них.
— Ватикин (на рассвете), — ответил тот.
Радости рава не было предела.
— Йецер а-ра хотел сбить меня с пути и замутил память хозяина гостиницы, заставил его забыть об этой синагоге. Но мы не пошли у него на поводу, и теперь у нас есть и подходящий миньян, и время, чтобы поучиться перед молитвой!
Как непросто встать на молитву утром, особенно если за окном бушует ветер и льет дождь! Но тот, кто сумеет преодолеть свой йецер, удостаивается помощи свыше, которая проявится в разных замечательных вещах и событиях в его жизни. Ведь он поступает как наш праотец Авраам, поступает, как Настоящий Еврей.
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его