«И дай ему…» (14, 20)
Канун шабата в Иерусалиме. Во всех дворах и домах кипит работа. Женщины варят и пекут, дети бегают с поручениями. А в доме учения ешивы Шошанимлэ-Давид сидит глава ешивы рав Хаим Софер со своими учениками. Они учатся. Они уже готовы к субботе и погружены в изучение Талмуда.
Вдруг в дверь постучали. На пороге стояла женщина.
— Мне нужно к раву, — ответила она ученику, который поинтересовался, зачем она пришла. Тот подумал, что, видимо, у нее какой-то трудный вопрос, связанный с Алахой, еврейским законом. Быть может, возник вопрос, кошерна ли курица или еще что-то в этом духе…
Женщина приблизилась, и все увидели, что она плачет.
— Шабат приближается, а мой дом совершенно пуст, у меня совсем нет денег, чтобы купить необходимое для субботы! — причитала женщина.
— Сколько тебе нужно, чтобы провести шабат? — спросил рав Софер.
Женщина задумалась ненадолго и с уверенностью сказала:
— Две с половиной лиры мне хватит, чтобы купить все, что нужно.
Рав опустил руку в карман и вытащил монету. Но это была монет в пять лир — сумма, довольно крупная по тем временам.
Ученики переглянулись. Не может быть, чтобы рав так вот просто дал незнакомому человеку так много денег. Может, он просто обознался и подумал, что это монета в две лиры? Может, надо обратить внимание рава на то, что это монет другого достоинства?
Но прежде, чем они успели что-либо сказать, женщина взяла деньги, взволнованно поблагодарила рава и удалилась.
— Раби, — осторожно произнес один из учеников. — Это была монета в пять лир.
— Я знаю, — улыбнулся рав. — Но эта женщина скрупулезно посчитала свои расходы по минимуму — а на шабат надо покупать щедро, ведь эти расходы влияют на заработок будущей недели. Написано: «Расходы на шабат — два, которые четыре». Отсюда мы учим, что расходы на шабат следует удвоить, чтобы получить щедро на пропитание. Потому я и дал пять, а не две с половиной лиры…
Наши мудрецы и раввины не только учили Тору, они жили ею и учили своих последователей жить так же. А наши беды от того, что мы учим, но не всегда живем так, как она велит…
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его