Темы: Недельная глава, Ки теце, Оцарот
«Для пришельца, сироты и вдовы пусть будет» (Ки теце,24:19)
В нашей главе мы находим группу заповедей, связанных с деньгами: не удерживать плату наемного рабочего и отдавать ему заработок в тот же день. Не искажать суд пришельца и сироты и не брать в залог одежду вдовы. Сразу же после этого заповедует Тора группу заповедей, связанных с милосердием: оставлять для бедных забытое на поле, остатки урожая и нескошенный край поля. И этим говорит нам, что недостаточно остерегаться нечестности и грехов, нужно умножить милосердие и исполнение заповедей.
Месяц элул — месяц милосердия и прощения, самоотчета и тшувы, чтобы удостоиться доброго приговора в Рош ашана. Счастливы возвращающиеся к полной тшуве и погашающие все долговые вексели. Но известно, что этого недостаточно, чтобы удостоиться доброго года — мы обязаны умножить исполнение заповедей и добрых дел, чтобы чаша весов склонилась к жизни, удовлетворению и миру, счастью и свету!
В книге «Авотейну сипру лану» на тему молитв о прощении приведен поучительный рассказ гаона, раби Йосефа Сисо Акоэна, благословенна память праведника, заместителя главы равов Туниса. Однажды большой рав посетил один город и решил проверить, как здесь живут евреи. Спросил он прохожего: «Скажи мне, как у вас в городе соблюдают Тору и заповеди?»
Ответил ему: «Слава Творцу мира, раби! Нет здесь убийц и разбойников, воров и мошенников! Если бы все евреи были такими, Машиах уже пришел бы!»
«Твои слова меня порадовали, — сказал рав, — но как обстоят дела с заповедями, благотворительностью и милосердием, кашрутом, субботой и праздниками?»
Смутился еврей: «К чему обвинять, раби? Достаточно, что они воздерживаются от грехов и удаляются от зла всеми силами, можно ли требовать большего?»
Понял рав, каково положение в городе, и пошел задумавшись. Размышлял он, как раскрыть людям глаза, чтобы поняли: недостаточно воздерживаться от грехов, надо умножить исполнение заповедей. Так он шел, и вдруг почувствовал тошнотворный запах. Поднял глаза и увидел дохлого осла у обочины дороги, и а над ним тучи мух. Поспешил он пойти дальше, но вдруг глаза его сверкнули. Сказал он сопровождавшему его шамесу: «Купи черную ткань, я буду ждать тебя здесь». Шамес принес ткань, и мудрец попросил его завернуть в нее осла. Потом он распорядился: «Пройди по улицам города и громким голосом провозгласи, что найден умерший, и жители должны похоронить его. Все должны придти на его похороны. Объяви, что большой рав произнесет траурную речь, а похороны предшествуют всем остальным заповедям Торы! Пусть люди оставят все дела, и придут слушать траурную речь, пробуждающую сердце!»
В течение часа собрались все жители города — мужчины, женщины, дети — удивленные и испуганные: кто убит, кого коснулась мера суда и как?! Мудрец взобрался на большой камень и взволнованно начал речь: Братья мои, весь дом Исраэля, слушайте! Когда находят погибшего, но неизвестно, кто его убил, обязаны жители ближайшего к нему города привести телицу и сказать: «Наша рука не проливала эту кровь, мы не участвовали в этой трагедии»…
Дрожь волнения прошла по собравшимся, а рав продолжал: «Тем более, когда умерший был образцом для всех — никогда не говорил пустых слов, не злословил, не лгал и не сплетничал. Все дни он соблюдал пост молчания!»
Волнение возросло: такой праведник жил среди них!
«И не только это, — продолжал рав, — умерший был из тех людей, которых обижают, а они не обижают, слышат поношения и не отвечают! И в отдалении от удовольствий этого мира мало подобных ему. Никогда он не ел мяса, не пил вина и не спал в кровати! Удовлетворялся малым, был самым скромным из всех творений, кто возместит нам утрату?!»
Все заплакали и стали спрашивать: «Раби, кто это? Как же мы не знали, что такой большой праведник живет среди нас! Мы обязаны попросить у него прощения за то, что не почитали его при жизни, как полагается».
Рав спустился с камня и подошел к «покойнику», завернутому в черную ткань. Он снял покрытие, и все отпрянули назад из-за дурного запаха, исходящего от ослиного трупа…
Люди начали высказывать недовольство: «Господин посмеялся над нами»…
Сказал рав: «Вовсе нет. Все достоинства, о которых я упоминал, были присущи этому животному при жизни. Он был скромным и много страдал, оберегал свой язык от злословия и удовлетворялся малым. Исполнял заповедь “удаляйся от зла” до последнего дня. Однако несмотря на это, как он был ослом, так им и остался. А почему? Потому что не исполнял заповеди “делай добро”… Не учил Тору, не исполнял заповедей, не проявлял милосердия»…
И если мы всмотримся, то увидим, что после исповеди во всех ее деталях мы добавляем: «Отклонялись мы от Твоих добрых заповедей и установлений». Ибо недостаточно воздерживаться от грехов, необходимо добавить исполнение заповедей. И тогда мы несомненно удостоимся доброго года и исполнения всех желаний нашего сердца для добра! (Мааян ашавуа)
Килаим (запрещенное Торой смешение) в человеке
«Не паши на быке и осле вместе» (Ки тецев, 22:10)
В нашей главе заповедано не пахать на двух разных животных вместе, таких, как бык и осел. Но одно исключение из правил есть: человеку можно помочь животному пахать. Почему? По словам марана Хидо, благословенна память праведника, есть в этом глубокий смысл: если бы это было запрещено, подобало бы запретить большинству людей исполнять свою работу, так как во многих случаях находятся человек и животное в одной упряжке, святые чувства рядом с животными страстями…
И это напоминает рассказ из мидраша. Шел человек по каменистой дороге, и ноги его распухли от ударов. Поднял он глаза кверху и попросил: «Владыка мира, дай мне осла!» Его молитва была принята: проезжал мимо солдат-нееврей верхом на беременной ослице, у которой начались роды. Пожалел солдат осленка, посмотрел по сторонам и увидел еврея. Лицо его просияло, и он приказал еврею нести новорожденного на спине.
Заплакал еврей: «Просил я осла и получил. Но я собирался ехать на нем, а вместо этого он едет на мне…»
И мы тоже говорим: даже если перемешаны в нас «человек» и «животное» — сделаем, хотя бы так, чтобы человек, ехал на животном, и будем остерегаться того, чтобы животное ехало на человеке… Не будем сокращать молитву, чтобы бежать на работу, не предпочтем час покоя уроку Торы, и субботние песнопения пусть будут главным в субботней трапезе.
Гаон раби Бен Цион Коэн, благословенна память праведника, из Жербы, приводил притчу. Два торговца плыли на корабле в большой город на ярмарку. Они поселились в гостинице и обошли магазины и уличные прилавки. Сравнили они цены, купили нужный товар и закончили все дела за два дня. Но у них оставалось еще три дня до отплытия корабля в их родной город. Сказал один другому: «Давай, используем время, сходим в цирк, театры, казино».
Ответил ему товарищ: «Я приехал сюда, чтобы заработать, а не растрачивать деньги. За три дня я могу потерять половину заработанного на ярмарке».
Вмешался в их беседу третий торговец: «Ты не прав, человек должен наслаждаться жизнью. Я тоже приехал сюда с вами, но перед тем, как начать торговые дела, пошел в места развлечений, и приятно провожу время. Если хочешь, — обратился он к первому торговцу, — я научу тебя».
Предложение было принято с радостью. Через три дня трое вышли в обратный путь. Третий выглядел, как будто его ударили. Ярмарочная неделя прошла для него, будто сон, в головокружительных развлечениях. Растратил он все свои деньги и домой возвращался с пустыми руками. Второй утешался тем, что купил много дешевого товара и сожалел о половине денег, растраченных на развлечения. А первый радовался, что устоял в испытании и возвращался в свой город с полной прибылью.
Мораль: В книге «Харедим» («Трепещущие») (47:26) постановлено: запрещено вести пустые разговоры в субботу, как сказано: «И вести разговоры» (Ишайя, 58:13).
Разделим освящающих седьмой день на три группы: счастливы те, кто сдерживается и говорит лишь слова Торы и святости, молитв и субботних песнопений. Счастлива их доля. Мало их, и суббота их совершенна.
А многие во время молитв, субботних песнопений между блюдами за трапезой не удерживаются и ведут будничные разговоры. Их прибыль велика, но не совершенна, и не полно их вознаграждение.
Но горе тем, кто разговаривает и в час молитвы, и во время песнопений.
Они — как тот третий торговец, возвращающийся с пустыми руками. (Авотейну сипру лану, Бней Цион)
Сегодня, отвечает Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его