Тора рассказывает о событии единственном в своём роде, подобного которому не может быть, — даровании Торы с Небес. Во время которого «гора горела огнём до сердца небес — мрак, облако и мгла» (Дварим 4, 11). Во время Синайского Откровения Б-жественное присутствие (Шхина) проявилось в полную силу, и стоящие у горы удостоились полного очищения: дурное стремление оставило их, и они уподобились ангелам (Авода Зара 5а). И в каждом поколении, когда праведникам удаётся постичь Тору такой, как она была дана на Синае, с Небес спускается огонь и окружает их пылающим кольцом. Как это было с Йеонатаном бен-Узиэлем: когда он учил Тору, все птицы, которые пролетали над ним, сгорали (Сукка 28а).
Иерусалимский Талмуд (Хагига 3, 2) рассказывает о том, как рабби Элиэзер и рабби Йеошуа были в гостях у одного человека на заповеданной трапезе и начали произносить диврэй Тора. Спустился огонь с Небес и запылал вокруг них. Хозяин испугался и закричал: «Господа, разве вы пришли сжечь мой дом?». Ответили они: «Нет, но говорили мы о Торе, и была в словах Торы такая радость, как при даровании на Синае. Разве не в огне они были даны? Вот и теперь пришёл огонь и пылает вокруг нас».
Рассказывается в Талмуде (Хагига 14 б): раббан Йоханан бен-Закай ехал на осле, а рабби Элазар бен-Арах шёл за ним. Сказал рабби Элазар: «Рабби, позволь мне сказать перед тобой одну вещь из Деяния Колесницы, которой ты меня научил». Раббан Йоханан бен-Закай тут же слез с осла, накрылся талитом и сел на камень под оливой. Спросил его рабби Элазар: «Рабби, почему ты слез с осла?». Ответил ему учитель: «Разве можно, чтобы ты толковал Деяние Колесницы, и Шхина была с нами, и ангелы служения сопровождали нас, а я бы ехал на осле?». Тут же начал рабби Элазар толковать Деяние Колесницы, и спустился огонь с Небес, и окружил все деревья, которые были в поле. И откликнулся (на это толкование) ангел из огня, и сказал: «Это и есть Деяния Колесницы». Встал раббан Йоханан бен-Закай, поцеловал ученика в голову и сказал: «Благословен Всевышний, Б-г Израиля, Который дал праотцу нашему Аврааму сына, который умеет понимать и толковать Деяние Колесницы. Счастлив ты, праотец Авраам, что Элазар бен-Арах твой потомок!».
Рабейну Там пишет в одном из своих ответов: «Слышал я от моего отца и учителя, который слышал это от учителей своих, мудрецов Лотарингии, что когда рабби Элазар а-Калир написал свой гимн об ангелах Колесницы, огонь запылал вокруг него» (Шиболей а-Лэкет 28).
И в последних поколениях: «Свидетельствовали о нашем учителе Бааль Шем-Тове, что когда он учил Тору со своими праведными учениками, огонь пылал вокруг них, собирались ангелы служения, слышны были громы и слова “Я Господь, Б-г твой…” из уст Всевышнего. И это известно, и рассказывают многие» (Эйхаль а-Браха, Ва-этханан). Когда некоторые мудрецы учились, в воздухе распространялся аромат благовоний — как при даровании Торы. И, конечно, они сами при этом достигали такого уровня очищения, как стоявшие у горы Синай. Дурное стремление оставляло их, и они уподоблялись ангелам служения.
Дочь рабби Йаиша Корина из деревни Моацейра (Йемен), где жили каббалисты, рассказала о том, что видела собственными глазами. Однажды она посмотрела в окно и увидела отца, который прогуливался по ближнему полю, погружённый в каванот и йихудим. Дойдя до края поля, он очертил круг вокруг себя и сел учить Тору, как ангел Всевышнего. И вдруг спустился огонь с Небес и запылал вокруг него.
Дочь испугалась и, когда отец вернулся, просила объяснить ей, что произошло. Отец ответил: «Счастлива ты, дочь моя, что удостоилась видеть это. Но пообещай, пожалуйста, что не расскажешь этого никому, потому что иначе тебе или мне угрожает смерть». Дочь пообещала и хранила тайну до глубокой старости. А затем открыла её раву Саадье Хуза, который поместил этот рассказ в своей книге Толдот а-Рашбаз.
Известно, что Гмара требует от каждого, кто изучает Тору, изучать её «в ужасе и трепете, дрожи и страхе Б-жьем» (Брахот 22а), как при получении Торы. Таким образом, каждый, кто учит Тору, поднимается на одну из «ступеней», ведущих к Синайскому Откровению (таких «ступеней» бесконечное множество, ведь и Моше Рабейну должен был подготовить себя к получению Торы «в ужасе и трепете, дрожи и страхе Б-жьем»). И в соответствии со «ступенью», на которой находится ученик, степенью приближения к Синайскому Откровению, — «Шхина пребывает пред каждым изучающим Тору» (Тамид 32 б): соответственно этому он очищается, поднимается и освобождается из-под власти дурного стремления — и становится Колесницей для Шхины!
Известны слова Рамбама: «Мысль о грехе одолевает только сердце, свободное от Торы». Потому что когда сердце наполнено Торой, дурное стремление оставляет человека — как во время дарования Торы. Насколько же необходимо нам учить Тору в чистоте, стараться быть ближе к мудрецам, ставшими Колесницами для Шхины (Мааян а-Шавуа).
Нам принадлежит Тора, а не ангелам
Известно, что ангелы выступали против дарования Торы народу Израиля и просили Всевышнего, чтобы «дал славу Твою на небесах» (Теилим 8, 2) — оставил Тору на небесах.
Велел Всевышний Моше Рабейну ответить им.
Ответил им Моше: «Что в Торе написано? “Чти отца твоего и мать твою”. А у вас разве есть отец и мать? “Не мсти и не храни злобы”. А у вас разве есть злоба и мстительность?».
Спрашивает Рабейну Йосеф Хаим: что в действительности имели в виду ангелы? Что в Торе есть простое значение и тайное значение. Нет числа сокрытым в ней тайнам, и они — главное в Торе. И эти тайны во всей их глубине способны понять ангелы, но не люди. Поэтому должна Тора оставаться на небесах!
А что отвечает на это Моше? Они ведь говорили о совсем другом измерении Торы — о бесконечных тайнах, скрытых в ней!
Понять ответ Моше поможет следующий пример.
У одного богача было два сына, которые перебрались жить за море. Послал им отец необыкновенно дорогое и роскошное одеяние, карманы которого были наполнены алмазами. Начали сыновья спорить, один говорит: «Для меня это одеяние», а другой говорит: «Нет, для меня, и алмазы мои».
Отправились к судье. Один брат представил свидетелей, которые слышали: отец сказал, что собирается сделать ему дорогой подарок. И ещё добавил в качестве доказательства, что он торгует драгоценными камнями, и показал письмо от отца, где было написано, что тот собирается подарить ему алмазы. Поэтому и одеяние, и алмазы в его карманах принадлежат ему.
Обратился судья к другому брату и спросил: «Что ты можешь противопоставить доказательствам, которые привёл твой брат?».
Тот ответил: «Мне нет нужды мучиться и искать доказательства своей правоты. Я могу сделать это без слов. Я маленького роста, а брат — большого. Принесите одеяние и посмотрите, кому оно подойдёт».
Принесли одеяние, и тот брат, который меньше ростом, примерил его. И все увидели, что это на него. И все присутствующие сказали: «Он прав, нет сомнения, что одеяние послано ему, и алмазы в карманах — его».
Как это помогает нам понять ответ Моше?
Ангелы утверждали: поскольку Тора содержит бесконечное число тайн (уподобленных сверкающим алмазам), понять которые способны ангелы, но не люди, должна Тора остаться на небесах, у ангелов.
Ответил на это Моше Рабейну: «Алмазы эти скрыты в “открытой” Торе, в её заповедях, а они “выкроены по нашему размеру” — говорят о почитании отца и матери, о милосердии и цдаке, о торговле… И поскольку “одеяние” принадлежит нам, то нам же принадлежит и то, что “спрятано” в нём!».
Сделаем и послушаем!
Сказал рабби Симай: «Когда сказали евреи “сделаем” раньше, чем “послушаем”, подошли шестьсот тысяч ангелов служения к каждому из них и возложили каждому на голову две короны, одну — за “сделаем”, другую — за “послушаем”» (Шабат 88а). Следует понять: почему так велика награда за ответ «Сделаем и послушаем» (Шмот 24, 7)?
Рабби Бугад Саадон из Джербы объяснил это с помощью следующего примера.
Бизнесмену представилась возможность заключить выгодную сделку: необходимо вложить большую сумму, и это принесёт огромные прибыли за короткое время. Проблема в том, что у него нет такой суммы. Он обратился в банк за ссудой. Банк потребовал привести гарантов. Он обратился к своему другу, попросив его быть гарантом. Друг проверил: что за сделка, сколько требуется, какие гарантии. Ничего не решил и попросил время на размышление.
Разочарованный бизнесмен пошёл к другому другу. Тот ничего не спрашивал и не проверял. Попросил бланки и черкнул подпись. И сказал тепло: «Удачи!».
Это друг.
Но это ещё не всё. Бизнесмен получил ссуду, благодаря гарантии, и вложил в проект, который обещал большие прибыли за короткое время, чтобы вернуть ссуду вовремя. Однако проект буксовал и не оправдывал ожиданий. Не сразу. Потребуется ждать дольше, чем планировали. Пришло время возвращать ссуду, а платить нечем.
Банк на основании Закона о гарантах потребовал, чтобы ссуду возвратил друг бизнесмена.
Когда такое случается, гарант в панике звонит заёмщику, возмущается и негодует: «Это так ты меня благодаришь за моё добро, за то, что я тебе поверил?!».
А в нашем случае всё было по-другому. Друг позвонил бизнесмену, чтобы поддержать и утешить его: «Я уверен, что, в конце концов, всё образуется. Не волнуйся, не переживай. Я заплачу без проблем, рад, что могу тебе помочь. Молюсь за твой успех и прибыль!».
Вот это друг.
Чему это подобно?
Народы мира, когда Всевышний предлагал им Тору, спрашивали: «А что там написано?» (Авода Зара 2 б), не торопились брать на себя обязательства и, в конце концов, отказались принять её.
А народ Израиля принял её «не глядя», без выяснений и проверок: «Сделаем и послушаем!». Они полагались на своего Творца: Он желает для них только блага.
Более того. Даже если иногда кажется, что исполнение мицвот не приносит ожидаемых «выгод», что «праведнику плохо», евреи не сомневаются в своём Творце. Знают, что всё, что Он делает — делает ради их блага. И, в конечном счёте, будет ясно, что «законы Господа истинны, все справедливы» (Тэилим 19, 10). Что всё это было частью общего замысла.
Конечно же, за слова «сделаем и послушаем» евреям полагались короны! (Магид Хадашот).
Сегодня, отвечает Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его