Темы: Недельная глава, Ваикра, Оцарот
Морковка, царь и конь
«Когда кто из вас (хочет) принести жертву Господу…»
Книга Ваикра начинается с законов о жертвоприношениях. Эти законы кажется правильным отнести к категории хуким — постановлений, смысл которых нам не понятен. Так говорит и Рамбам: «Все законы о жертвоприношениях — из разряда хуким». Мы не понимаем, почему надо приносить жертвы, не понимаем, почему это надо делать именно таким образом, например, воскурять внутренние органы жертвенных животных и кропить кровью жертвенник. Мы говорим себе: это хок, указ Царя. Мы не считаем, что обязаны понять, почему законы природы именно таковы. Так же не претендуем мы на понимание смысла всех законов, которые Творец дал нам в Торе.
Однако мудрецы постановили: закон о красной телице — хок. Другие же законы о жертвоприношениях они к этой категории не отнесли. И Гмара (Йома 67 б) говорит только о пяти хуким во всей Торе. Но и о самих законах категории хуким пишет Рамбам: «Следует углублённо размышлять о них, и всему, чему ты можешь найти объяснение, — найди объяснение. Ведь сказали мудрецы ранних поколений, что царь Шломо понимал смысл большей части хуким в Торе». И мудрецы прилагали усилия к тому, чтобы найти объяснения законам жертвоприношений — методами изучения простого смысла текста (пшат), толкования-наставления (друш), раскрытия «намёков» текста (ремез) и его тайного смысла (сод).
Рассказывается в Хагаде Даат Йосеф о царе, любившем мудрость и знание. Позвал однажды царь старика-советника и сказал ему: «Жаждет душа моя познать мудрость окружающих народов и мудрость древних. Но время моё не принадлежит мне. Иди и исследуй, ищи и узнавай, сократи и изложи мне главное».
Отправился советник в путь и очень нескоро вернулся. Предстал он пред царём, чтобы сообщить то, что узнал. Он побывал во многих странах, много учился и много книг привёз с собой.
Сказал ему царь: «Нет у меня времени изучать все эти книги. Ты мудр и сумеешь изложить всё в одном предложении».
Поклонился советник и сказал: «Морковь». И больше ничего не добавил.
«Морковь?!» — удивился царь.
Поклонился советник и спросил: «Видел ли господин мой царь когда-нибудь морковное поле, когда морковь созрела?»
«Нет, — признался царь. — Я видел этот овощ только на своём столе. Он удивительно красивого цвета и приятен на вкус».
«Если так, я попрошу царя отправиться со мной на морковное поле, — сказал советник. — Там царь постигнет всю их мудрость в одно мгновение».
Царю стало любопытно, он приказал седлать двух коней и отправился с советником на экскурсию за город.
Царь медленно ехал по травяному ковру, наслаждаясь лёгким ветерком.
Спросил советник: «Скажи мне, о, царь, что за овощ растёт на этом поле?»
Взглянул царь и пожал плечами. На соседних полях он видел помидоры, и кабачки, и другие овощи. А здесь — какие-то зелёные перья и больше ничего. Он увидел, что конь жуёт эту зелень с большим удовольствием, и предположил: «Может быть, это что-то на корм скоту?»
Нагнулся советник, ухватил пучок травы, потянул — и вытащил огромную оранжевую морковь…
Царь молчал, ожидая объяснения. И советник сказал: «О, царь мой, изучил я вопрос и понял, что такова мудрость. Она — перед нами, у нас под ногами, но мы не обращаем внимания. Но если и обратит кто внимание, то, большей частью, как этот конь, который щиплет с большим удовольствием то, что снаружи… Он счастлив и уверен, что всё узнал об этом овоще…
Лишь немногие могут, ухватившись за ботву, потянуть, обнаружить сам плод, вытащить его и показать всем…
Так и с мудростью. Я посмотрел и увидел, как много людей, мудрых в собственных глазах. Они смотрят поверхностно, делают поверхностные выводы и уверены, что исчерпали тему. Лишь немногие знают, что есть глубина под глубиной. Ещё меньше тех, кто прилагает усилия, “счищая” слой за слоем, пока не доберутся до “плода” — сердца истины».
Этот рассказ помогает «ощутить», что такое познание истины. Описанный в нём «метод» применим и к изучению законов жертвоприношений. Если изучать их углублённо, прилагая усилия — поймём их смысл. Как сказано: «Ибо это не что-то пустое для вас…» (Дварим 32, 47; Ки лё давар рэйк у ми-кэм — можно перевести и как «пустое от вас»). И толкует мидраш: если это — «пустое», то пустота идёт «от вас»: вы не приложили усилий, чтобы понять (Бэрейшит Рабба 1, 14). А к тому, кто трудится, чтобы понять, в конце концов, придёт озарение (Мааян а-Шавуа).
Что бывает, когда разбивается бокал?
«Когда кто из вас (хочет) принести жертву Господу…»
Когда Всевышний предписал Израилю приносить жертвы, пришли народы мира к злодею Биламу и спросили его: «Почему Всевышний дал Израилю заповеди о жертвоприношениях, а нам не дал?» Ответил он им: «Глупцов таких мир не видел! Израилю, который принял Тору, Он дал эти заповеди, а вам, которые Тору не приняли, не дал» (Танхума, раздел Цав). Возникает вопрос: какая связь между Торой и жертвоприношениями? Торы у народов мира нет, но ведь нарушения у них есть, и немало — они могут нарушить семь заповедей потомков Ноаха. Почему же не дать им возможность искупить грехи?
Попытаемся ответить с помощью примера. У человека есть драгоценный бокал, доставшийся по наследству; он дорог и как произведение искусства, и как память. И, вот, однажды его жена во время уборки по неосторожности разбивает бокал. Что бы мы ей посоветовали в такой ситуации? Приготовить блюдо, которое муж особенно любит, красиво накрыть стол и поступить, как царица Эстер… Это путь «снискать милость его». Ведь он бы и так не развёлся с ней из-за этого, а если она поведёт себя в соответствии с нашей «инструкцией», то муж особенно и не разгневается.
Но если он отдаст бокал на хранение чужому человеку, а тот его разобьёт, — тогда неудачливому «хранителю» не поможет, если он пригласит хозяина бокала даже в самый роскошный и престижный ресторан. Тут уж придётся заплатить полную стоимость!
По-видимому, именно об этом говорит мидраш: получение Торы было фактически заключением союза с Творцом. И каким бы тяжёлым ни было нарушение, каким бы оно ни было «окончательным» и возмутительным, мы важнее и дороже Творцу, благословен Он, и Он сам сказал, как «умиротворить» Его — с помощью жертвоприношений. Но народы мира, которые не приняли Тору, не заключили союза с Создателем, не могут «умиротворить» его, принеся жертву. Им придётся «платить полную стоимость», и за случайное нарушение — как за умышленное.
Мы — дети Всевышнего, его народ, с которым Он заключил союз. Сын хочет сделать что-то приятное отцу, а жена — мужу, даже когда они не разбили бокал… Они стараются подать Ему «любимые блюда»: ещё одну главу из Тэилим, ещё один урок Торы, ещё одну мицву, ещё одно доброе дело.
Тогда возникает следующий вопрос: если Всевышний избрал нас из всех народов и возвысил из всех языков, если мы «народ, паства Его, овцы рук Его» (Тэилим 95, 7), если мы так дороги и важны для Него, почему Он сделал нас «народом обездоленным» и заставил так страдать?
Это поможет понять притча автора Аругат а-Босэм.
У одного человека было два костюма, один будничный, другой — для суббот, праздников и торжеств. О будничном он особо не заботился и даже на пятна внимания не обращал. Они всё равно сливались с пятнами, посаженными ранее… Однако дорогой и роскошный костюм он берёг и содержал в порядке. Если на нём появлялось пятнышко, спешил его вывести.
Однажды повесили эти костюмы в шкафу рядом. Сказал потрёпанный костюм своему соседу: «Смотри, как ко мне хозяин хорошо относится. Не трогает меня, оставил в покое. А тебя он постоянно мучает! Скребёт щёткой, выбивает, проводит сквозь огонь и воду — когда стирает и гладит, как будто ты поколение потопа и Сдома одновременно».
Ответил ему сосед: «Всё как раз наоборот. Я костюм субботний, и хозяин следит за тем, чтобы я всегда был чистым и выглядел достойно. А тебя он не трогает, потому что ему всё равно, как ты выглядишь».
Смысл ясен, и сказано в книге пророка Амоса (3, 2): «Только вас признал Я изо всех семейств земли, поэтому (и) взыщу Я с вас за все грехи ваши» (Авотэйну сипру лану, «Вэ-зот л-Ихуда»)
История и урок
«…и это сокрыто от него…»
Я слышал историю о еврее-хареди — одном из самых богатых торговцев брильянтами в мире. Из неё можно извлечь урок, важный для каждого из нас.
Торговец брильянтами из Торонто, Канада, договорился с одним из самых крупных торговцев Европы, также евреем-хареди, живущим в Антверпене, о заключении сделки на очень большую сумму.
Они договорились встретиться на следующий день в шесть часов вечера в доме бельгийского торговца. Канадец заранее сообщил своему коллеге: его расписание очень плотно, поэтому он просит коллегу быть точным и ждать его дома ровно в шесть, чтобы немедленно заключить сделку.
Для бельгийца сделка была чрезвычайно выгодна, поэтому он приложил все усилия к тому, чтобы быть дома ровно в шесть.
И, вот, точно в назначенный час в дверь торговца брильянтами в Антверпене постучали. Жена открывает дверь, но вместо канадского бизнесмена видит еврея с потрёпанным портфелем, похожим на суму бродяг и нищих. Жена, сразу поняв, кто перед ней, спешит захлопнуть дверь, пробормотав: «Мне очень жаль, муж сейчас занят. Приходите в другой раз».
Нищий ушёл. Бельгийский бизнесмен всё ждал гостя из Канады. В семь часов, через час после назначенного времени, терпение бельгийца закончилось и он позвонил в Торонто узнать, не случилось ли чего. Может быть, в последний момент канадец не смог приехать?
Жена канадского торговца встревожилась из-за того, что муж не прибыл к назначенному часу: ведь из дому он вышел вовремя и всё должно было идти по плану. «Подождите ещё немного, — сказала она. — Наверное, он скоро приедет». Но проходил час за часом, а канадца не было.
Бельгиец снова позвонил в Торонто и, к своему удивлению, услышал: «Муж просил передать вам, что не знает, о чём вы говорите. Он был у вас ровно в шесть часов, и перед ним захлопнули дверь» (Алейну лэшабэах).
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский