Темы: Микец, Оцарот, Чтение для детей, Рассказы
«У кого из рабов твоих найдется (краденое), тот да умрет; и мы будем рабами господину нашему. И он (Йосеф) сказал: теперь, по вашим словам, так пусть и будет: у кого найдется, тот будет мне рабом, а вы будете чисты» Берешит (44:9, 10).
Раши[i] поясняет слова Йосефа: «…все вы виновны (в похищении чаши). Если у одного из десяти (сотоварищей) находят краденое, всех их задерживают. Я же поступлю с вами снисходительно (не придерживаясь строго буквы закона: лишь) у кого найдется, тот будет мне рабом» (по мидрашу Берешит Рабба[ii]).
Как понять эти слова Йосефа в интерпретации Раши? Конечно, мы не знаем, что предписывал египетский закон в подобной ситуации, но одно ясно: согласно закону Торы, утверждение Йосефа совершенно безосновательно!
По закону Торы, если у одного из десяти сотоварищей нашлось краденое, ответственность несет только сам вор, остальные девять человек не имеет к этому отношения! Почему же Йосеф говорит о «законе», который не имеет никакого отношения к святой Торе?
Ответ нам поможет понять следующая история.
Это было при царе Николае Кровавом. В его правление было принято множество антиеврейских законов, в том числе — о рекрутчине для малолетних еврейских детей, о кантонистах.
Согласно этому закону, каждому местечку спускалась разнарядка — сколько детей оно обязано отправить в царскую армию. Все знали, что дети, попавшие туда, в подавляющем большинстве случаев уже не вернутся к своим матерям. Они будут навсегда потеряны для еврейского народа…
Бедствие не обошло стороной и местечко Салант, где жил гаон раби Исраэль Салантер[iii]. Жителей Саланта (Салантая) обязали отправить в школу кантонистов одного еврейского ребенка. К еще большему горю, главы общины, как это было тогда принято, искали «кандидата» среди детей бедняков, людей, не имевших статуса и влияния в общине.
Такой ребенок становился «общественной жертвой», «искупавшей» всю общину…
Подходящего «кандидата» искали — и нашли. Как раз в тот период в Салант пришла вдова, чтобы собирать милостыню, а ее маленький сын помогал ей… Это была в прямом смысле «легкая добыча»: главы общины быстро позаботились о том, чтобы похитить ребенка у матери, дать ему имя одного из местных детей и передать властям.
Так они «спасали» жителей своего местечка.
Можно себе представить, что стало с вдовой. Ее крики разрывали Небеса… Она рвала на себе волосы, обходила дома всех влиятельных людей города, моля о милосердии, но напрасно. Все знали, что если они не поставят царю «товар», он может забрать и их сыновей. Никто не был готов платить такую цену…
Наконец, крики этой женщины услышал раби Исраэль Салантер. Вдова встретила его на одной из улиц городка, увидела, как приветливо его лицо, бросилась ему в ноги и стала молить о помощи… И действительно, раби Исраэль обещал помочь.
В тот же день он собрал глав общины и влиятельных людей города и принялся их сурово обличать:
— Нет никакой ценности в вашем изучении Торы и соблюдении заповедей, если вы собственноручно выдаете еврейскую душу на уничтожение! Вы совершаете мерзость, нарушая строжайший запрет Торы: «…кто украдет человека и продаст его… должен быть казнен смертью» (Шмот 21:16). Вы доказываете этим, что вся ваша праведность показная! А с этим запретом что: «Никакой вдовы, ни сироты не притесняйте»[iv] (Шмот 22:21)?
Такие слова бросил им в лицо раби Исраэль. Но это было еще не всё. Он продолжил:
— В таком городе я не могу находиться ни одной минуты! Город, в котором может такое случиться, — бандитский, а не еврейский. Ответственность лежит на всех жителях, которые позволили этому произойти, поддерживая преступление своим молчанием!
После этого он немедленно покинул город.
Главы общины содрогнулись. Они никогда еще не слышали таких обвинений в свой адрес. Волей-неволей им пришлось понять, что в этих обстоятельствах от них требуется совершить поступок. И они его совершили. Им удалось освободить мальчика-сироту и вернуть его матери. Только тогда рав Салантер согласился вернуться в город.
Отсюда и ответ на наш вопрос, согласно объяснению раби Моше Файнштейна[v], благословенна память о праведнике:
«Когда речь идет о законах, регулирующих отношения между людьми, нельзя обвинять десятерых, если один из них совершил преступление. Но закон таков только по милости Всевышнего к Своим созданиям: Он запретил в подобной ситуации обвинять всех десятерых.
На самом же деле, по законам Небес, есть претензия и ко всей компании преступника: ведь если бы они действительно были порядочными людьми и нетерпимо относились к преступлениям, никому из этой компании и в голову бы не пришло нарушать закон».
Если так, то Йосеф, в соответствии с толкованием Раши, сказал своим братьям следующее:
«Если бы вам действительно было так противно воровство, понятно, что ни один из вас не совершил бы такого преступления… А раз среди вас нашелся вор, значит, что вы все не считаете это преступление абсолютно недопустимым. И всё же я накажу не всех вас, а только самого вора». (Лэламедха)
[i] Рабейну Шломо Ицхаки (4800-4865 /1040-1105, Франция, ешивы Германии) — классический комментатор Танаха и Талмуда.
[ii] Мидраш на книгу Берешит, часть Мидраша Рабба на Пятикнижие и пять Свитков (Мегилот) — Рут, Коэлет, Шир а-Ширим, Эйха, Эстер. Составлен в Эрец-Исраэль, по одному мнению его составителем был раби Ошая Рабба (2 в. н. э.), по-другому — Рабба бар-Нахмани (3 в. н. э.).
[iii] Раби Исраэль бар-Зэев-Вольф Липкин (раби Исраэль Салантер, Агрис, 5571-5463 / 1810-1883, Литва, Германия) — один их духовных лидеров своего поколения, основатель этического движения Мусар.
[iv] Тем, кого обличал раби Исраэль Салантер, были прекрасно известны стихи, следующие за этим: «Если кого-нибудь из них ты притеснишь, то, когда возопиет ко Мне, услышу Я вопль его. И возгорится гнев Мой, и убью вас мечом, и будут жены ваши вдовами, и дети ваши сиротами» (Шмот 22:22, 23)
[v] Раби Моше бар-Давид Файнштейн («Игрот Моше»; 5655-5746 /1895-1986, Белоруссия — США) — выдающийся законоучитель, один из духовных лидеров поколения.
Вчера, отвечает Ципора Харитан
30 декабря 2024 года, отвечает Хана Лернер
29 декабря 2024 года, отвечает Ципора Харитан
В данном материале мы попытаемся осветить, что символизирует собой золотая Менора и в чем смысл зажигания Меноры в Храме.
Читать дальше
Браха Губерман
Настоящее чудо жизни скрыто в самом процессе возвращения еврея к Торе и заповедям. Человеку, который оторван от еврейской традиции, часто приходится двигаться к ней в полной темноте. И вдруг из одного горячего желания узнать, кто ты и понять это, возникает зажженная свеча, и путь становится чуть-чуть яснее. Уже можно разглядеть далекий-далекий слабый свет перемен к лучшему и всей душой стремиться к нему.
Даниель Кляйн
Менора древнейший символ еврейского народа. В ней ежедневно служители в храме зажигали свечу, и, в канун субботы, в Меноре горели все семь свечей. Так огнем Меноры обозначался жизненно важный цикл, без которого был бы не мыслим сегодняшний мир — недельный цикл.
Рав Нохум Офман
Думаю, что светильник — менора должен быть выше человеческого роста... Я прав?
Рав Натан Агрес
Известны ли коды, связанные с Ханукой?
Рав Реувен Куклин
Как достичь мира в доме?
Рав Меир Мучник
К чему — видеть во сне оливковое масло?
Рав Овадья Климовский
Что делать со своими дурными свойствами?
Рав Яков Шуб
Есть какие-то правила насчет ношения звезды Давида? Иудеи носят магендовид — как христиане крестик? Какой формы был щит царя Давида? Что на нем было изображено? Почему лучей именно шесть? Что еврею надо делать кроме ношения магендовида?
Рав Натан Агрес
Для чего существует этот мир?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Бемидбар»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Ханука — еврейский праздник зажигания свечей — символ физической победы Маккавеев над греками и окончательной духовной победы света над тьмой.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Беhаалотха»