Темы: Микец, Оцарот, Чтение для детей, Рассказы
«Б-га я боюсь» (Берешит 42:18).
Один человек сел в свою машину и поехал. И вдруг услышал странный шум, доносившийся с заднего сиденья. Сначала решил, что ему показалось: ведь никто не садился в машину вместе с ним. Но шум повторился. Водитель резко обернулся и, к своему потрясению, обнаружил, что на заднем сидении едет незваный попутчик: лев!
Если бы водитель в панике не попал в аварию, то, видимо, он бы просто умер от инфаркта…
С другой стороны, когда мы идем в зоопарк и смотрим на львов, то страха не испытываем. Напротив, радуемся, что выбрались на них посмотреть, восхищаемся силой и грацией этих животных, фотографируемся рядом с их вольерами. В чем различие?
Просто в зоопарке есть ограда, отделяющая львов от посетителей. А если бы ограды не было, то посетители бы в ужасе разбежались!
Когда люди нарушают законы Торы, между ними и их Создателем вырастают мощные ограды, «железные стены». И в сердце человека не остается страха, трепета перед величием Творца мира.
Но чем выше духовный уровень человека, тем меньше остается преград между ним и его Создателем, и потому сердце такого человека наполняется трепетом. Не случайно праведники по-настоящему трепещут пред Небесами.
Рассказывают наши мудрецы (Брахот 28 б):
«Когда заболел раби Йоханан бен-Закай[i], пришли ученики навестить его. Увидев их, начал он плакать. Спросили ученики:
— Светоч Израиля, опора правая[ii], молот сильный, отчего ты плачешь?
Ответил он:
— Если бы вели меня к царю из плоти и крови, я бы и тогда плакал. А ведь это (всего лишь царь земной), который сегодня здесь, а завтра — в могиле, и если прогневается, то его гнев не вечен. А если бросит меня в темницу, то заточение не вечно. А если казнит, то эта смерть не вечна. И я могу убедить его словами и подкупить деньгами…
Но теперь приведут меня к Царю царей над царями, Святому, благословен Он, Живому и Сущему во веки веков. И если Он прогневается, это гнев вечный. Если заточит меня, — плен вечный. Если казнит, — смерть вечная. И я не могу ни убедить Его словами, ни подкупить деньгами. И к тому же лежат предо мною два пути: один — в Ган-Эден, а другой — в Геином, и я не знаю, по какому меня поведут… Как же мне не плакать?!»
Если спросить обычного еврея-хареди, тщательно соблюдающего все заповеди, данные евреям: «Скажи, после 120 лет жизни где, по-твоему, ты окажешься: в раю или в аду?», — почти наверняка ответ будет: «Конечно, в раю! Если уж меня не отправят в рай, то кого вообще туда отправят? Тех, кто ездит на море в субботу, или тех, кто ест некошерные “дары моря”? Я ведь молюсь три раза в день и хожу вечером на уроки Торы!»
Чего же тогда раби Йоханан бен-Закай так страшился? Ведь он изучал гораздо больше, чем просто ежедневный лист Гмары…
О раби Йоханане бен-Закае говорили (Сукка 28), что он никогда не вел праздных разговоров, не проходил расстояние в четыре локтя, не размышляя о Торе и без тфилин[iii], и никому не удавалось прийти раньше него в дом учения. И сколько еще у него было удивительных обычаев.
Таков трепет праведников перед Небесами… (Ма Ахавти Торатэха)
[i] Рабан Йоханан бен-Закай (ок. 3730-3833 / ок. 30 г. до н.э. — 73 г. н.э., Эрец-Исраэль) — глава мудрецов в период после разрушения Второго Храма.
[ii] См. Млахим I 7:15 и далее. Речь идет о столбах в Храме, построенном царем Шломо. Так, «опорой правой», называют великих праведников, руководителей общины.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Первая книга Торы рассказывает о великих людях прошлого. Вторая же посвящена величию всего народа.
Этот тест прошли 169 раз
Тест по главам второй книги Пятикнижия — Шмот
Рав Моше Пантелят
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Овадья Климовский
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»
Этот тест прошли 258 раз
Вопросы для цикла уроков рава Моше Пантелята по книге Торы Шмот
Рав Моше Пантелят
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»