Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Мы часто не осознаем силу речи. Но одна фраза способна изменить жизнь человека!

«Когда будешь строить дом новый, то сделай перила к кровле твоей, чтобы не навести тебе крови на дом твой, если упадет кто-нибудь с него» (Дварим 22:8).

Наш учитель Рабейну Хида[i] объясняет этот стих, связывая его с месяцем Элуль — месяцем раскаяния.

Человек анализирует свое поведение и понимает, что шел ошибочным путем, возводя ненужные «сооружения». Он возвращается к Б-гу в раскаянии, отказывается от прежнего пути и строит «дом новый», который станет вечным.

Если он искренне хочет, чтобы его новый путь упрочился, и не желает возвращаться к прежним ошибкам, пусть сделает «перила к кровле своей». Ему нужно построить ограды, которые будут отделять его от греха. Тогда он гарантированно не упадет со своей новой высоты.

Тот, кто раскаивается в прежних поступках, ограждает себя от них, возводит для себя ограду, особенно — в том, что он ест (входит в уста), и в том, что он говорит (исходит из уст). Уста обладают огромной силой — как разрушительной, так и созидательной, и их нужно охранять.

Мы часто не осознаем силу речи. Но одна фраза способна изменить жизнь человека!

Наши учителя, толкуя слова молитвы «Оживляющий мертвых словом Своим»[ii], говорили, что и человек мог бы оживлять мертвых словами — в самом буквальном смысле. Для это хватит и одной фразы, сказанной ближнему, когда тот отчаянно нуждается в этих словах.

С другой стороны, следует быть очень осторожным с каждым произносимым словом. Если, не дай Б-г, сказали что-то, чего говорить не стоило, это может причинить непоправимый ущерб ближнему. Язык — это инструмент, способный спасти или же разрушить жизнь.

Расскажем удивительную историю, которая поможет понять, что такое сила речи.

В одну израильскую ешиву, находившуюся в нерелигиозном районе, приехало несколько молодых людей из другой ешивы, чтобы укрепиться в вере. Дело было в период пандемии коронавируса. Ребята хотели сменить обстановку и приложить больше усилий в учебе.

Рядом с ешивой был продуктовый магазин, принадлежащий еврею по имени Офер. Он был родом из традиционной семьи, уважавшей религию. Весь магазин знал об особой любви и симпатии Офера к учащимся ешив. Он распорядился делать ученикам десятипроцентную скидку, даже когда его самого нет в магазине.

Однажды утром один из парней, приехавших в ешиву, почувствовал, что учеба становится для него слишком трудной. Он долго думал об этом и пришел к выводу, что формат этой ешивы ему не подходит и пора покинуть ее.

Мир Торы в стенах ешивы стал для него слишком тесным, и он решил отправиться на поиски работы. О своем решении никому не сказал. Прежде, чем уехать, зашел в ближайший магазин купить еды в дорогу.

Т.е. — зашел в магазин Офера. Едва он появился в дверях, Офер его приветствовал:

— К нам пришел венец творения! Знай, это на тебе держится весь мир. Всё существует благодаря тебе и благодаря другим людям, изучающим Тору, — тем, кто трудится над ней днем и ночью. Как бы я хотел, чтоб у меня были заслуги, подобные твоим! Никто на свете не может оценить, как велика награда, ожидающая тебя в Будущем мире.

Когда парень услышал все эти восхваления, у него защемило сердце: «Владелец магазина так обо мне думает, а я решил оставить мир Торы!»

Уже на выходе из магазина юноша скорректировал свое решение: «Да, тяжело, но я постараюсь продолжить учебу еще хотя бы несколько дней — быть может, смогу продвинуться. Ведь уйти из ешивы можно и потом».

Парень продолжил учебу — еще один день, а потом еще и еще. В результате к началу каникул он твердо решил продолжать свой путь в ешиве, несмотря ни на что.

Каникулы этот юноша проводил дома и обдумывал то, что с ним случилось:

«Я должен быть благодарен Оферу из нашего магазина. Ведь только благодаря ему я остался учеником ешивы». И он написал трогательное письмо Оферу. Описал, как слова, сказанные тем, спасли его и помогли остаться в ешиве.

Он рассчитывал приехать в ешиву за день до других учеников и отдать письмо Оферу так, чтобы его товарищи ничего не узнали.

Итак, он приехал за день до начала занятий, подошел к магазину Офера и увидел, что там закрыто. Спросил прохожего, что случилось, и в ответ услышал:

— Неделю назад у Офера был инфаркт, его госпитализировали в отделение неотложной помощи. Но спасти не удалось. Если поспешишь, сможешь утешить его родных, ведь сегодня как раз заканчиваются семь траурных дней.

Юноша был в шоке. Он узнал адрес родных Офера и тотчас отправился к ним. Утешая скорбящих, он передал свое письмо вдове Офера… И с волнением рассказал ей о кризисе, который пережил, и о своей великой благодарности ее покойному мужу, которому удалось несколькими фразами вернуть его обратно в ешиву.

Через какое-то время вдова Офера подошла к одному из сотрудников ешивы и пересказала историю с письмом. Естественно, имя ученика, написавшего его, она называть не стала. Именно так вся эта история и стала известна.

Хорошо бы и нам всегда помнить, какова сила доброго слова, как оно может оказать влияние на поколения вперед. Царь Шломо, мудрейший из людей, сказал: «Смерть и жизнь во власти языка» (Мишлей 18:21).

Ведь человек способен повредить себе или другим, нанести огромный ущерб одним лишь неверным словом: если скажет нечто лишнее в неправильное время и в неправильном месте. Но он может и построить целые миры блага с помощью одного слова! (Пнинэй Эйн Хемед)


[i] Раби Хаим-Йосеф-Давид бар-Ицхак-Зрахья Азулай (Рабейну Хида; 5484-5541 / 1724-1806, Эрец-Исраэль, Египет, странствия в Турции, Греции, Германии, Франции, Англии и Северной Африке, Италия) — выдающийся законоучитель, каббалист и историк еврейской мысли.

[ii] Субботнее благословение «Меэйн Шева».

 


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Для моего супруга жена — это домработница, оказывающая интимные услуги...

Вчера, отвечает Ципора Харитан

Как достичь успеха в карьере, не теряя связь с семьей и с собой?

11 декабря, отвечает Лея Хмельницкая

Нужно ли после развода сделать «работу над ошибками»?

9 декабря, отвечает Гитель Итахов

В этой главе Тора продолжает повествовать о жизни праотца Яакова: Яаков возвращается в родные края, где ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Читать дальше

Недельная глава Ваишлах

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...

Избранные комментарии на недельную главу Ваишлах

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Для чего Тора упоминает родословие Эсава

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Не стать рабом Эсава. Ваишлах

«Оцарот»

Когда Яаков отправил своих слуг с подарками для Эсава, он несколько раз повторил одну и ту же фразу. Яаков боялся, что его неправедный брат сделает слуг своими рабами, и они не смогут служить Творцу.

«ВАИШЛАХ» («И ПОСЛАЛ»). Две опасности

Рав Бенцион Зильбер

Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваишлах

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Почему молчал Яаков?

Борух Шлепаков

Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?

Всегда нужно провожать человека. Ваишлах

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

В том случае, если мы получаем пользу, находясь в каком-то месте, надо быть благодарным и что-то для сделать в ответ. Что об этом думал раввин Хаим Шмулевич?