Темы: Ръэ, Месяц Элуль, Оцарот, Чтение для детей, Рассказы
«Смотри, я предлагаю вам ныне благословение и проклятие…» (Дварим 11:26). Название месяца Тамуз (תמוז) состоит из первых букв слов זמן תשובה ממשמש ובא— «время тшувы близится и наступает». Но этот месяц уже прошел… Месяц Ав (אב) — это первые буквы слов אלול בא — «Элуль идет».
А буквы в названии нашей недельной главы — Ръэ (ראה) это первые буквы словראה אלול הגיע — «Смотри, Элуль пришел».
Тора призывает нас остановиться. «Смотри» — задумайся над своими действиями и обрати внимание на то, что следует исправить, пока не настал великий и грозный день, когда нас будут судить за наши поступки.
Человек не может заслужить вечную жизнь, если не выделяет каждый день несколько минут на самоанализ. Важно спрашивать себя: «Каковы мои качества? Как я сегодня молился? Как вел себя с женой, детьми и другими людьми?» Ведь только в этом случае у нас есть надежда, что завтрашний день будет лучше сегодняшнего.
Гаон раби Симха-Зисл из Кельма[i] каждый день учил Мусар (еврейскую этику) в течение трех часов. Если уж такой праведник, как он, три часа подряд изучает этические труды, сколько же часов должны посвящать этому мы?
Однажды ученики спросили его:
— Учитель, за это время Вы ведь можете успеть выучить еще несколько листов Гмары?
Раби Симха-Зисл ответил:
— Сказано в Шульхан Арухе[ii] (168:1): если есть две халы — одна маленькая и целая, а вторая большая, но от нее отломлен кусок, — нужно сначала произнести благословение на целую, хоть она и меньше. Поэтому я предпочитаю быть маленьким, но цельным. А Б-г проверяет не величину, а цельность.
Иногда мы понимаем, что нам нужно совершенствоваться в определенном направлении — сдерживать гнев, не злословить. И мы действительно стараемся измениться, но злое начало пробуждается — и мы вновь скатываемся на дурной путь.
Мудрость в том, чтобы выстоять в испытании, когда это трудно: ведь это доказывает, что мы действительно изменили свой путь и поднялись на новый уровень. (Нэтивей Ор)
В книге «Заповеди с радостью»[iii] приводится история, подходящая для Элуля, месяца милосердия и прощения.
В России царских времен одного еврейского парня-сироту должны были призвать в армию. И он надумал отправить царю жалостливое письмо.
Написал, что он — единственный сын у своей матери-вдовы, написал, в каком тяжелом положении находится семья, как он добывает для нее пропитание. Если он оставит семью, никто о ней не позаботится, потому он нижайше просит об освобождении от службы…
Он отправил это письмо, хотя знал, что шансы изменить ситуацию минимальны. В душе его теплилась надежда, что описание его жизненных обстоятельств, быть может, смягчит суровое сердце царя.
И то, во что было трудно поверить, действительно произошло: через несколько месяцев он получил официальное письмо, где сообщалось, что царь велел освободить его от исполнения воинской повинности.
Через некоторое время царь проезжал недалеко от тех мест и решил полюбопытствовать, что там происходит на самом деле. Он послал одного из своих доверенных людей проверить. Тот оделся как простой человек и отправился в местечко, где жил парень-сирота, который сумел тронуть сердце царя.
Стал спрашивать у соседей, действительно ли тот помогает матери и заботится о ее нуждах. Оказалось, что матери он не помогает и даже мучает ее своим недостойным поведением!
Услышав такое, царь в гневе приказал доставить к себе этого парня, схватил его за шиворот и закричал:
— Ты думал, сможешь разжалобить меня, соврав, что помогаешь матери?! А сам издеваешься над ней?! Ну, теперь служить тебе в армии двадцать пять лет!
Смысл этой истории таков. Каждый год, когда приходит месяц раскаяния и милосердия, мы просим Святого, благословен Он, простить нас, обещая исправиться в следующем году, если нам продлят жизнь… Мы молим: «Сделай это ради Себя, Б-г жизни!»
А Святой, благословен Он, Б-г милостивый и милосердный, жалеет нас и внимает молитве. Он смотрит, как мы использовали прошедший год: действительно ли стали лучше и продвинулись по пути духовности — или же использовали это время, чтобы ублажать свое злое начало?
Сейчас у нас всё еще есть время показать, что мы изменились к лучшему и действительно заслуживаем, чтобы нам дали еще один год. Ведь мы — верные дети своего Небесного Отца!
Бен Иш Хай[iv] в книге «Биркат Хаим» рассказал следующее. Одна женщина прятала монеты в винном кувшине с очень узким горлышком. Даже если кому-то удастся просунуть туда руку, она застрянет и ее будет невозможно вытащить. Ведь рука сожмется в кулак, удерживая деньги.
Однажды маленькому ребенку удалось просунуть руку и ухватить несколько монет. А когда он попытался вытащить ее обратно, то не смог. Даже когда он выпустил монеты, рука не проходила наружу, так как была мокрой от вина, оставшегося на стенках сосуда. Ребенку пришлось ждать, пока она высохнет, и лишь тогда он смог ее вытащить.
Этот образ помогает «наглядно» понять стих из недельной главы: «И да не прилипнет к руке твоей ничего из истребляемого, дабы укротил Господь ярость гнева Своего и оказал тебе милость…» (Дварим 13:18).
Если захотим вернуться к Нему в полном раскаянии, недостаточно отказаться от греха. Надо также позаботиться, чтобы в руке ничего не осталось!
Некому мальчику любящая бабушка связала носки в подарок на Бар-Мицву. Он был так тронут подарком, что никогда не снимал и, соответственно, не стирал эти носки. Запах, который от них шел, был ужасен… Лишь немногие осмеливались приблизиться к владельцу носков, и у него остался только один верный друг.
Когда мальчик повзрослел, у него начались проблемы с поиском невесты. Если всё-таки договаривались о встрече с какой-то девушкой, она тотчас убегала, едва почувствовав запах. Друг всё время предлагал ему сменить носки, но юноша отказывался, заявляя, что всё неправда — ничем от них не пахнет.
В конце концов, ему сосватали красивую и хорошую девушку. Правда, был у нее один недостаток: у нее от рождения отсутствовало обоняние. Молодые люди подошли друг другу, и была назначена дата свадьбы. Верный друг решил купить жениху в честь свадьбы пару носок, чтобы тот избежал позора.
Жених взял новые носки и обещал другу, что наденет их — ради него — в день свадьбы. Друг прибыл на свадьбу с небольшим опозданием и заметил, что жених и невеста уже стоят под хупой, но раввин, свидетели, родители и фотограф стоят в отдалении.
Друг быстро понял, почему так происходит, и гневно воскликнул:
— Я ведь специально купил тебе новые носки для свадьбы! Почему ты не надел их? Ты же обещал!..
Жених ответил:
— Я как раз их надел, но я знал, что ты мне не поверишь, потому принес сюда и старые носки, чтобы доказать тебе, что я не в них.
И он достал из кармана свадебного пиджака ужасные бабушкины носки…
Процесс тшувы (раскаяния) таков: сначала сожаление о неправильном поступке, потом признание себе в том, что поступок был неправильным, и принятие решения в будущем не повторять его.
Но если мы хотим вернуться на дурной путь и вновь нарушать заповеди, значит, мы «храним в кармане пахучие носки» и их «запах» все чувствуют.
Только когда человек полностью отказывается от своих грехов и принимает решение больше их не повторять, он удостаивается стать «любимым и желанным, близким и дружественным», как говорит Рамбам[v] в «Законах раскаяния». (Ма Ахавти Торатэха)
[i] Раби Симха-Зисл бар Исраэль Зив (Саба из Кельма; 5584-5658 /1824-1898, Литва, Латвия) — выдающийся мыслитель и педагог, один из основоположников этического движения Мусар.
[ii] Шульхан Арух — самый авторитетный кодекс еврейского Закона. Составлен раби Йосефом бар-Эфраимом Каро (Мехабер; Маран; 5248-5335 / 1488-1575; Испания — Португалия — Турция — Эрец-Исраэль), величайшим законоучителем всех поколений.
[iii] Автор — рав Ицхак Зильберштейн (род. в 5694 / 1934, Польша, Эрец-Исраэль — Израиль) — раввин района Рамат-Эльханан в Бней-Браке, специалист по законам (галахот) в области медицины и врачебной деятельности, член Моэцет Гдолей а-Тора (Совета выдающихся знатоков Торы) партии Дэгель а-Тора, глава колеля «Бейт-Давид» в Холоне. Книга написана в соответствии с порядком мицвот-заповедей — так, как они приводятся в «Сефер Хинух»; в книге — интересные и вдохновляющие рассказы, случаи из жизни великих людей, мудрые высказывания и др.
[iv] Раби Йосеф-Хаим бар-Элияу из Вавилона (Бен Иш Хай; 5593-5669 /1833-1909, Багдад) — выдающийся проповедник, законоучитель и каббалист, духовный лидер еврейских общин Востока.
[v] Раби Моше бар-Маймон, Маймонид (4895-4965 / 1135-1204, Испания — Египет) — величайший еврейский мыслитель и законоучитель.
Рав Ефим Свирский
Рав Арье Кацин
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
«Оцарот»
Когда Яаков отправил своих слуг с подарками для Эсава, он несколько раз повторил одну и ту же фразу. Яаков боялся, что его неправедный брат сделает слуг своими рабами, и они не смогут служить Творцу.
Рав Бенцион Зильбер
Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Борух Шлепаков
Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
В том случае, если мы получаем пользу, находясь в каком-то месте, надо быть благодарным и что-то для сделать в ответ. Что об этом думал раввин Хаим Шмулевич?