Темы: Злое начало, Пинхас, Оцарот, Еврейская молитва, Чтение для детей, Рассказы
«От Йецера семейство Йецерово; от Шилема семейство Шилемово» (Бемидбар 26:49).
Хафец Хаим[i] говорил:
«“От Йецера” — если кто-то следует за вожделениями дурного начала, он прямиком попадает в “семейство Йецерово”. Он быстро обнаружит себя среди пустых и заносчивых людей, над которыми давно взяло верх дурное начало. Но “от Шилема” — кто ищет совершенства, стремится быть праведником, у того — “семейство Шилемово”, тот обнаружит себя среди совершенных и добрых людей. Ведь сказано (Макот 10 б): тем путем, которым человек хочет идти, его и ведут (с Небес)»[ii].
С какой целью чистая душа посылается в наш мир? Она должна, воплотившись, бороться с дурным началом и преодолевать испытания, стоящие на пути. Даже самая малая победа над ним прокладывает душе путь к исправлению, к исполнению ее предназначения.
И слава тальмидэй-хахамим (мудрецов, знатоков Торы) — лишь в том, что они преодолевают свое злое начало.
Рабейну Нисим Гаон[iii] передавал удивительную историю, см. книгу «Седер а-Дорот» (Танаи и Амораи, 50). Из нее можно понять, насколько важно для Небес любое усилие по преодолению злого начала.
Это история о человеке по имени Натан, злодее, который совершил множество тяжелых преступлений. Однажды ему удалось остановиться и удержаться от греха. Спустя несколько дней его встретил Раби Акива[iv]. Он увидел, что голова Натана светится подобно полуденному солнцу, и спросил учеников:
— Кто этот человек?
— Это великий грешник! — ответили они.
Раби Акива позвал его и сказал:
— Сын мой, я увидел свет, сияющий над твоей головой. Ты заслужил Грядущий мир! Скажи мне, что великого ты сделал?
Тот сообщил, что вообще-то он грешник, но недавно воздержался от греха.
Раби Акива не оставил его, начал обучать Торе и обучал до тех пор, пока тот не стал святым мудрецом. Это тот самый Натан Цуцита, упоминаемый в Гмаре (Шабат 56 б). Раби Натан удостоился всего этого в награду за то, что один-единственный раз обуздал свое дурное начало! (Ма Ахавти Торатэха)
[i] Раби Исраэль-Меир бар-Арье-Зэев а-Коэн Каган (Хафец Хаим; 5598-5693 / 1838-1933, Литва, Польша) — выдающийся законоучитель и праведник, духовный лидер своего поколения.
[ii] Здесь «игра слов». Ецер а-Ра (Йецер а-Ра) — «дурное начало», «стремление к злу». А имя Шилем — однокоренное со словом «шалем» — «совершенный», «целостный».
[iii] Раби Нисим бар-Яаков (Рабейну Нисим Гаон) — один из выдающихся мудрецов Северной Африки, ученик рава Ая Гаона. В 4787 /1027 возглавил еврейскую общину Кайруана. Он состоял в непрерывной переписке с мудрецами Вавилонии, а также поддерживал постоянные контакты с мудрецами Испании.
[iv] Раби Акива бен-Йосеф (3775-10 тишрея 3896 / 15-135, Эрец-Исраэль) — один из величайших мудрецов Израиля всех времен, глава поколения после разрушения Второго Храма.
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский