Темы: Пурим, Заповеди, Оцарот, Чтение для детей, Рассказы
«…на том месте, где режут жертву всесожжения, должна быть зарезана и жертва грехоочистительная пред Господом» (Ваикра 6:18).
Гаон раби Яаков Абухацира[i] в своей книге «Питухэй Хотам» объясняет:
Душа человека называется «всесожжением» (עולה — «ола», буквально «поднимающаяся»), как сказано: «Кто знает, возносится (ола) ли ввысь дух сынов человеческих?..» (Коэлет 3:21).
Когда человек грешит, его грех порождает ангела-губителя. Говорят наши мудрецы: «Каждый, кто совершает один грех, приобретает себе одного обвинителя» (Авот 4:11). Этот ангел обвиняет человека перед Всевышним и просит для обвиняемого смертной казни.
Но есть и возможность противодействовать «прокурору». Нужно раскаяться в грехах — и так уничтожить ангела-губителя и спастись.
Царю Давиду было сказано: «И Б-г снял грех твой» — т.е. обвинитель был уничтожен, поэтому «ты не умрешь» (Шмуэль II 12:13).
Об этом и сказано: «…на том месте, где режут жертву всесожжения, должна быть зарезана и жертва грехоочистительная пред Господом». Иными словами, человеку лучше раскаяться в грехах и погубить ангелов-обвинителей, порожденных этими грехами, вместо того, чтобы терять себя и губить свою душу…
Мы помним, как царь Ахашверош принял предложение Амана об уничтожении евреев по всей империи — и, подтверждая свое решение, снял перстень с руки своей и отдал его Аману (Эстер 4:10). Ожидание страшного бедствия привело евреев к раскаянию…
Сказали об этом наши мудрецы: «Сильнее (оказалось) снятие перстня, чем сорок восемь пророков и семь пророчиц, предостерегавших (людей) в Израиле. Потому что все они не вернули (сынов Израиля) на правильный путь, а снятие перстня вернуло их на правильный путь» (Мегила 14а).
Почему? Иногда именно во время бедствий, ощущая ужас, человек раскаивается по-настоящему…
У каждого из нас есть душа, которая является частицей Б-га. И когда человек впадает в суету этого мира и отдаляется от Творца, Б-г напоминает ему, что этот мир — бренный и преходящий, а усилия стоит прилагать ради истинной цели.
В наши дни, когда мы убеждаемся, что лишь Святой, благословен Он, может спасти нас, у многих пробуждается чистая еврейская искра — и они совершают полную тшуву, по-настоящему возвращаются к Торе и заповедям.
Раши[ii] в своем комментарии к Ваикра 23:6 пишет, что в Симхат Тору (Шмини Ацерет) Б-г говорит нам: «Тяжела Мне разлука с вами». Этим обычно объясняют добавление еще одного праздничного дня после Суккота.
Но можно объяснить это и иначе: Б-гу тяжело видеть, как евреи заблуждаются и отдаляются от Него… А когда они возвращаются к Нему и так освящают Имя Небес, — они тут же обретают свой Будущий мир.
Рассказывает парень, который спасся из кибуца Реим в день страшной резни, когда были убиты сотни евреев:
— Я рос в «харедимной» семье и в «харедимном» районе. Носил длинные пейсы, говорил на идиш, был ребенком с чистой душой и хотел стать богобоязненным праведником, когда вырасту.
После хедера я перешел в ешиву для младших, а затем — для старших. Во втором классе злое начало сумело сбить меня с пути и, к сожалению, я начал прогуливать учебу, уходить из бейт-мидраша (дома учения).
Я слонялся по улицам, и постепенно трепет перед Небесами покинул меня. Родители и учителя, видя, как я деградирую, пытались дать мне силы, приподнять, спасти мою душу. Но сердце мое было уже далеко от них, и уши мои их не слышали.
Через некоторое время я уже совсем не походил на религиозного еврея. И продолжал отдаляться от Торы. Я проводил время с друзьями в местах, очень далеких от тех, где была моя прежняя жизнь. Душа терзалась, я не мог найти покоя и удовлетворения.
Думал, что для меня уже нет надежды, что Всевышний уже не ждет моего раскаяния. Но Владыка миров всё это время ждал меня, ждал моего раскаяния и создавал все условия для него.
В ночь на пятницу, в Ошана Рабба мы с тремя друзьями поехали в кибуц Реим. Днем в пятницу, накануне Симхат Тора, у меня в сердце что-то пробудилось, я вспомнил о празднике, как проводил его в прошлом. Это была жажда святости, и я поехал окунуться в микву в Нетивот.
Затем вернулся туда, где устраивали фестиваль, и вместе с друзьями поставил палатку.
Я был уже так далек от иудаизма, что меня не смущало пребывание на этом фестивале, хотя это было нарушение законов субботы и праздника и, в сущности, осквернением Имени Творца — для того, кто знаком с еврейской Традицией.
В 6:30 утра мы услышали сирены, и нам сообщили, что надо разъезжаться, хотя фестиваль должен был продолжаться до полудня. Эти сирены прозвучали для меня как звуки шофара, и что-то дрогнуло в сердце. Я понял, что нахожусь не там, где мне надо находиться, и нахлынули мысли о раскаянии.
Друг, который жил неподалеку, сказал:
— У меня дома есть комната безопасности, пошли ко мне, побудем там, пока не закончится обстрел, а потом спокойно поедешь домой.
Но я почему-то чувствовал, что должен максимально отдалиться от этого гибельного места. Не хотелось оставаться в доме поблизости. Я сел в машину с друзьями, мы держали путь в центр Страны. Доехав до шоссе, услышали выстрелы и сразу же свернули в поля вслед за другими машинами.
Через несколько минут езды рядом с нами раздался взрыв. Мы выскочили из машины и снова услышали стрельбу, а пули летали прямо у нас над головами. Мы бросились обратно в машину, пришлось ехать в Реим. Думали, что поскольку там есть силы безопасности и множество людей, там будет легче спастись.
Но в Реим царил хаос. Люди бежали в панике навстречу машинам. Стрельба и взрывы раздавались со всех сторон. Мы резко развернулись и снова выехали на шоссе, которое было перегорожено — из-за тотального хаоса.
Каким-то неведомым путем нам удалось выехать оттуда, рядом свистели сотни пуль, а над головой взмывали десятки ракет. Вокруг царил настоящий ад. В свою маленькую машину мы посадили и других евреев, которые хотели лишь сбежать из этого ада. С Б-жьей помощью нам удалось вырваться оттуда живыми и невредимыми.
Эти жуткие картины, ужас и смерть стояли у меня перед глазами. А в голове была только мысль о великом милосердии, которое проявил ко мне Творец. Я сидел и плакал, как малый ребенок, который ищет своего отца. И кричал в слезах:
— Владыка мира, из-за своих грехов я отдалился от Тебя. И хотя я загрязнил свою душу, Ты сберег меня и защитил от всякого вреда и опасности. Я много раз мог умереть, но Ты оставил меня в живых, поскольку любишь меня безусловной любовью. Я обещаю вернуться к Тебе с полным раскаянием!
Через некоторое время я узнал, что друг, который приглашал меня переждать ракетную атаку у него дома, там же и был убит. А меня Б-г в Своем великом милосердии хранил и побудил бежать из этой долины смерти.
Мне не хватает слов, чтобы благодарить Его… Хотя я продвигаюсь медленно, я всё же на правильном пути — на том, что ведет в дом Б-га…
Последнюю субботу, когда читают недельную главу Берешит, я провел в родительском доме. И это — после нескольких лет, в течение которых не соблюдал субботу. Зажигая свечи, мать разрыдалась от волнения. Тут слезы потекли и у меня, они текли из чистого сердца.
Это были слезы близости к Б-гу, слезы потерявшегося сына, который после долгой разлуки снова нашел Отца.
Пусть слова мои послужат возвышению душ моих друзей, погибших, освящая Имя Б-га, и освобождению пленных, чтобы они вернулись к нам поскорее. И пусть весь народ Израиля вернется к Творцу и удостоится полного избавления. Амен. (Мэтикут а-Шабат)
[i] Раби Яаков Абухацира (5566-5640 / 1806-1880, Марокко) — раввин Тафилалета (Тафилальта — региона в западной части марокканской Сахары, в который входит несколько оазисов), каббалист, законоучитель, автор множества книг, даршан (лектор-проповедник) и пайтан — автор пиютов, т.е. религиозных гимнов; чудотворец, которому открывался пророк Элияу.
[ii] Рабейну Шломо Ицхаки (4800-4865 / 1040-1105, Франция, ешивы Германии) — классический комментатор Танаха и Талмуда.
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Тора заповедала уважительно относиться к родителям, а также не злословить о ближних. Комментарии к недельной главе.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Ки таво»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Бикурим (первинки)
р. Ури Калюжный
По материалам ЖЖ Ури Калюжного
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
В эпоху Храма евреям было заповедано приносить в Иерусалим корзину с первыми плодами
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Всевышний не требует, чтобы мы отправились в путешествие за редким фруктом. Ему нужны непосредственные плоды нашей работы.
Рав Авраам Фридман,
из цикла «Недельная глава Торы»
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, иллюстрирующие недельную главу Торы