Темы: Евреи, Ки тиса, Оцарот, Чтение для детей, Скрижали Завета, Тора, Рассказы
«И дал Он Моше, по окончании (кэ-халото) разговора с ним на горе Синае, две скрижали откровения, скрижали каменные, написанные перстом Б-га» (Шмот 31:18).
Раши[i] комментирует: «По окончании — написано неполным написанием[ii], и слово “закончил” можно прочесть как слово “невеста” (כלה). Тора была передана Моше — как невеста жениху». Раши объясняет: Моше не успевал выучить всю Тору за такое короткое время. Поэтому она была дана ему в подарок — как невеста жениху.
Почему использовано именно такое сравнение — «как невеста жениху»? Ответ в следующем: у народов мира мудрость традиционно не участвовала в формировании личности, не становилась частью самого человека.
Когда ученики греческого философа Аристотеля, рассуждавшего об очень высоких материях, удивились, что их учитель ведет себя по-скотски, он ответил им: «Сейчас я не Аристотель, сейчас я просто ем».
Совсем иначе обстоит дело с мудростью Торы. Когда еврей трудится, изучая ее, она превращается в часть его сущности. Он и Тора становятся единым целым. На это намекают слова мудрецов о том, что Тора была дана «как невеста жениху».
Ведь свадьба — лучший пример того, как двое становятся одним, как сказано (Берешит 2:24): «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей, и станут они одной плотью».
Как невеста дана жениху и, соединившись, они становятся одним телом, так и святая Тора, дарованная народу Израиля, становится неотъемлемой частью его сущности. (Лэламедха)
[i] Рабейну Шломо Ицхаки (4800-4865 /1040-1105, Франция, ешивы Германии) — классический комментатор Танаха и Талмуда.
[ii] С пропуском буквы «вав» — ככלתו, а не ככלותו.
Сегодня, отвечает Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его