Темы: Бешалах, Оцарот, Вера и упование, Рассказы
Сказано о войне с Амалеком в Рефидиме: «Но руки Моше отяжелели; и взяли они камень, и подложили под него, и он сел на него, а Аарон и Хур поддерживали руки его… и были руки его тверды (буквально “и были руки его верой”) до захождения солнца» (Шмот 17:12).
Иногда нам кажется: то, что есть у другого, должно быть и у нас. Но каждый верующий еврей обязан знать: чужое никоим образом нам не принадлежит и не имеет к нам никакого отношения. Только решение Творца определяет, кто будет богатым в этом мире, а кто бедным, кто получит ту или иную должность и положение, а кто не получит.
Однажды двое поспорили. Один утверждал, что успех зависит от усердия и стараний человека, а второй, что всё — исключительно в руках Небес и, если Б-г захочет облагодетельствовать кого-то, благо само пойдет за ним, как сказал царь Давид: «Пусть только благо и милость сопровождают меня все дни жизни моей…» (Тэилим 23:6).
Первый из спорящих поднял глаза и увидел высоко на дереве большое красное яблоко. Он быстро забрался туда и сорвал его. И, чувствуя себя победителем, крикнул второму, сидевшему внизу:
— Видишь? Я был прав! Успех зависит от стараний. Я приложил усилия и добрался до яблока. Поэтому теперь я его съем, а не ты!
Но как только он поднес яблоко ко рту, оно выскользнуло из его руки и упало на колени тому, кто сидел под деревом.
— Ну, видишь? Похоже, это яблоко было предназначено мне! — посмеялся друг, который ничего не делал, чтобы заполучить его.
«Нет мудрости, и нет разума, и нет совета помимо Господа» (Мишлей 21:30). Можно предположить, что человеку, который уповает на Б-га на всех путях своих, будет хорошо в этом мире и в мире Будущем. Он не опустится ни до воровства, ни до зависти и ненависти.
И для него исполнится сказанное: «… уповающего на Б-га — милость окружает его» (Тэилим 32:10).
Рассказывают об отце многочисленного семейства, которому не удавалось достаточно зарабатывать. Он подал просьбу, чтобы компания «Амидар»[i] выделила ему бесплатную квартиру, и очень надеялся на положительный ответ.
Он вырос в традиционной еврейской среде, но не соблюдал тщательно все заповеди. Друг посоветовал ему получить благословение у Адмора из Гуры[ii], который в те дни жил в Тверии.
Путь из Тель-Авива в Тверию тогда был долгим и утомительным, но тот человек очень беспокоился и всё же решил поехать. Адмор пожелал ему успеха, благословил и даже подарил яблоко «на счастье».
Посетитель был крайне разочарован.
— Вот на это я потратил весь день? На то, чтобы получить яблоко? — жаловался он другу по телефону.
— Пойми, яблоко символизирует высокие тайны. В святом Зоаре[iii] есть выражение «священное яблоневое поле»; в структуре яблока находим намек на Имя Творца, — пытался утешить его друг.
Но эти объяснения не помогли.
На следующий день дети стали спрашивать отца, как было у праведника. Отец сказал, что получил благословение, да еще и особое яблоко. И, чтобы не позориться перед детьми, что съездил зря, заговорил об особых тайнах, связанных с этим яблоком.
Они с восхищением смотрели на чудесный плод, а потом заспорили, кому он достанется, и перессорились.
В тот момент раздался стук в дверь. На пороге стоял человек в галстуке с черным портфелем в руках:
— Добрый день, меня прислала компания по поддержке малоимущих семей, чтобы обследовать ваше материальное положение и жилищные условия.
Он зашел и увидел, что дети не на шутку ссорятся из-за яблока. И сделал вывод, что финансовое положение семьи и в самом деле отчаянное.
— Хорошо, мне достаточно того, что я увидел. Я порекомендую дать вам амидаровскую квартиру, — заявил чиновник и ушел, решив, что в дальнейшем обследовании нет смысла. И, действительно, квартира была предоставлена. Так спасение пришло с помощью яблока, подаренного праведником!
Доходы посылаются нам с Небес и не зависят от наших усилий. Как пишет Рамбан[iv] (в комментарии к Берешит 37), предопределение Творца — истина, а человеческие усилия — ложь.
Гаон раби Элимелех Бидерман[v] говорит: если бы мы понимали, каким должно быть правильное соотношение усилий и упования на Б-га, мы избежали бы многих ссор и конфликтов.
И в завершение — короткая история о владельце магазина. В один прекрасный день недалеко от его магазина открылся другой, в котором продавали тот же товар. Владелец первого магазина пожаловался раввину:
— Раби! Конкурент отнимает у меня прибыль! Что делать?
Раввин ответил:
— Ты видел когда-нибудь, что происходит, когда в курятник сажают нового петуха? Старый бросается на него, клюет и выщипывает перья! А знаешь, почему? Он думает, что тот его объест. Но мы-то знаем, что хозяин курятника добавит корма так, чтобы хватило обоим. У него есть достаточно для всех.
В заключение раввин добавил:
— Всевышний до сих пор посылал тебе прибыль. И теперь, «подселив нового жильца в курятник», Он сделает так, чтобы хватило вам обоим! (Ма Ахавти Торатэха)
[i] «Амидар» — израильская национальная компания, обеспечивающая жильем нуждающиеся группы населения.
[ii] Раби Исраэль бар-Авраам-Мордехай Алтер из Гуры (Бейт Исраэль; 5656-5737 / 1895-1977, Польша, Эрец-Исраэль — Израиль) — выдающийся хасидский наставник, один из духовных лидеров поколения.
[iii] Сефер а-Зоар — «Книга Сияния», основополагающий труд Каббалы, тайного учения иудаизма. Согласно Традиции, большая часть книги составлена великим мудрецом времен Мишны Шимоном бар-Йохаем.
[iv] Раби Моше бар-Нахман, Рамбан (4954-5030/1194-1270, Испания — Эрец-Исраэль) — величайший законоучитель, комментатор Танаха и Талмуда, каббалист.
[v] Раби Авраам-Элимелех Бидерман (реб Мейлэх; род. в 5728 / 1967, Израиль) — известный хасидский машпиа (духовный наставник) и даршан (лектор-проповедник).
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его