Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Истинная жизнь с точки зрения фараона отличается от ее еврейского восприятия

«И сказал Паро Яакову: сколько лет жизни твоей (йемэй шнэй хайеха)? И сказал Яаков Паро: дней жизни моей (йемэй шнэй мэгурай) сто тридцать лет…» (Берешит 47:8).

Мы видим, что Яаков ответил не совсем так, как фараон спросил. Фараон спросил о днях его жизни (хайеха), а Яаков ответил о «проживании моем» (мэгурай). В чем смысл этого различия?

Ответ нам поможет понять следующая история.

Богатый еврей по имени Моше был хасидом святого Бааль-Шем-Това[i]. Во время одного из его визитов к праведнику ему поручили заехать на обратном пути в соседнюю деревню, где жил ученик Бешта, чтобы передать тому сердечное приветствие от учителя.

Моше был тронут доверием, которое ему оказали. Он был уверен, что этот ученик — местный раввин или, по крайней мере, выдающийся знаток Торы. Но когда он приехал, оказалось, что ничего подобного…

Выяснилось, что этот самый «ученик» святого Бааль-Шем-Това был всего лишь простым меламедом, обучавшим маленьких детей в хедере[ii]. Моше нашел его в простой избе, тот сидел на неотесанном бревне, окруженный детьми, и учил их Торе.

— Ты — Бер, ученик Бааль-Шем-Това? — спросил его Моше.

Услышав имя своего великого учителя, меламед выпрямился и с почтением произнес:

— Верно, он мой господин и учитель!

— В таком случае меня попросили передать тебе от него сердечное приветствие, — сообщил Моше, выполнив, таким образом, свою задачу.

Однако затем он не смог сдержать удивления:

— Но я не понимаю, — продолжил Моше, — как может быть, что любимый ученик Бааль-Шем-Това, которому праведник просил передать личное приветствие, живет в такой жалкой избушке и никто в деревне не считает его кем-то особенным? Я ведь вообще с трудом отыскал твой дом.

А раби Бер вместо ответа предложил ему:

— Может быть, расскажешь мне, чем ты сам занимаешься и где живешь?

Моше был рад ответить на этот вопрос во всех подробностях:

— Я живу в большом городе и, слава Б-гу, у меня нет недостатка ни в чем. У меня хорошая жена и воспитанные дети, гостиница, которой я владею, приносит приличную прибыль. У меня просторный дом, удобная кровать, прислуга… Мне в самом деле всего хватает! — закончил он удовлетворенно.

Тогда раби Бер задал следующий вопрос:

— Тогда, может быть, изволишь сказать, где ты собираешься ночевать сегодня?

Моше, не понимая, к чему клонит собеседник, простодушно ответил:

— Еще не знаю. Думаю, остановлюсь в первой же попавшейся гостинице.

— Да разве это возможно? — удивился раби Бер. — Чтобы человек, занимающий такое высокое положение, как ты, останавливался в обычной гостинице?

Моше принялся объяснять, как объясняют маленьким детям:

— А что поделать? Я ведь сейчас в дороге, а в дороге не придают большого значения условиям ночлега. Но уже через несколько дней я буду в своем благоустроенном доме.

Услышав это, раби Бер произнес:

— Ты всё правильно говоришь, дорогой еврей. У меня точно такая же ситуация: я нахожусь в дороге! Весь наш мир — не более, чем дорога к миру Будущему. Вот почему меня вовсе не беспокоят условия жизни в дороге. Ведь я знаю: когда доберусь до Будущего мира, меня будет ждать огромное богатство, которое я скопил за дни своей жизни здесь.

Отметим: тот ученик был не кем иным, как знаменитым раби Дов-Бером, Магидом из Межерича[iii].

Это пример того, как еврей должен относиться к своей жизни, осознавая, что она — всего лишь коридор к истинной жизни в мире Грядущем. Здесь и ответ на наш вопрос — как его дает Рабейну Бехайе[iv].

Фараон спросил Яакова, сколько лет тот прожил в этом мире, поскольку с точки Фараона жизнь в нашем мире — это и есть истинная жизнь.

Но Яаков знал, что это лишь коридор к жизни Будущего мира, и потому ответил: «Дней проживания моего сто тридцать лет». Он всего лишь «проживает» в этом мире как гость или переселенец, но не это его настоящий мир и настоящая жизнь. (Лэламедха)


[i] Раби Исраэль бар-Элиэзер Бааль-Шем-Тов (Бешт; 5458-5520 / 1698-1760; Подолия, Галиция, Волынь) — выдающийся знаток сокровенного учения и праведник; основатель хасидского движения.

[ii] Еврейская религиозная начальная школа.

[iii] Раби Дов-Бер бар-Авраам (Магид из Межерича, Магид а-Гадоль; 5464-5533 / 1704-1772, Польша, Подолия, Волынь, Галиция) — один из основателей хасидского движения, ближайший ученик Бааль-Шем-Това и его преемник в качестве лидера хасидизма. Многие ученики Магида впоследствии стали великими раввинами, праведниками, духовными лидерами евреев и родоначальниками известных хасидских дворов. Слово «магид» означает «лектор-проповедник», Магид а-Гадоль — Великий Магид.

[iv] Рабейну Бахье (Бехайе) бар-Йосеф ибн-Пакода (11 век, Сарагоса) — выдающийся представитель еврейской этической мысли, поэт и философ. Его основной труд — этический трактат «Ховот а-Левавот» — был завершен в 4840 / 1080 году.


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Как объяснить шестилетней дочери, что ТАК делать нельзя?

26 апреля, отвечает Ципора Харитан

Если ребенок «испортился» в еврейской школе, перевести его в обычную?

21 апреля, отвечает Ита Минкина

В последнее время мне хочется уйти туда, где тихо и никого нет…

19 апреля, отвечает Ципора Харитан

О рассечении Тростникового моря (в русской традиции — Красного моря; на иврите — Ям Суф) рассказывается в в Пятикнижии, в книге Шмот. Евреи вышли из Египта, наказанного за их порабощение десятью Казнями Египетскими, и подошли к морю. Египтяне их преследовали. И Вс-вышний сделал чудо: море расступилось перед евреями и пропустило их, а затем сомкнулось и поглотило египтян Читать дальше