Темы: Ваишлах, Яаков, Оцарот, Чтение для детей, Шестидневная война, Рассказы
«И засияло ему солнце, когда он проходил Пнуэль; а он хромал на бедро свое» (Берешит 32:32).
Раши[i] комментирует: «Есть предание в Мидраше: и засияло ему солнце — ради него, чтобы исцелить его хромоту». На первый взгляд это кажется удивительным: зачем понадобилось совершать особое чудо, заставляя солнце взойти раньше времени, чтобы исцелить Яакова?
Ведь можно было немного обождать и исцелить его в обычное время восхода, не совершая при этом дополнительного чуда.
Ответ нам поможет понять следующая история, рассказанная иерусалимским магидом раби Шаломом Швадроном[ii].
Это было во время Шестидневной войны, в 1967 году. Снаряд, выпущенный Арабским легионом, попал в газовый баллон, за этим, естественно, последовал взрыв и пожар. Но буквально через секунду еще один снаряд попал… в котел с водой. Выплеснувшаяся вода погасила огонь, зажженный первым снарядом.
Наше восприятие таково: если бы Всевышний не хотел, чтобы из-за попадания снаряда в баллон начался пожар, Он бы не создал такую ситуацию. Снаряд просто не попал бы в баллон. А если Он хотел, чтобы возник пожар, то не направил бы второй снаряд в котел с водой, чтобы потушить пожар.
Раби Швадрон объяснил это так: Святой, благословен Он, мог бы изначально предотвратить пожар. Но в таком случае Его великая любовь к жителям Иерусалима не была бы видна людям. Поэтому Он устроил так, чтобы пожар возник, а затем был чудом потушен. Так Его любимые дети смогли увидеть своими глазами, насколько они дороги своему Небесному Отцу.
Теперь яснее становится ответ на наш вопрос.
Всевышний, несомненно, мог подождать и исцелить Яакова с восходом солнца, не совершая особых чудес, связанных с нарушением законов природы. Но в таком случае не была бы явно выражена Его особая любовь к Яакову!
Поэтому Творец заставил солнце взойти раньше ради Яакова, чтобы исцелить того раньше естественного срока. Так Всевышний выразил свою любовь к Яакову.
На этот же вопрос мы можем ответить и по-другому, исходя из следующей истории.
Праведный раби Аарон Виноград был выдающимся знатоком Торы. Ради пропитания, весьма скромного, он содержал небольшой трактир. Местные жители — из городка Стучин и его окрестностей — ценили спиртные напитки, которое там подавали, за их качество.
Однажды в трактир зашел человек, незнакомый присутствующим, нееврей, который хотел согреться, выпив немного водки. Он махнул первую рюмку, затем — вторую, третью и четвертую. Но когда пришло время оплатить счет, выяснилось, что у него нет ни копейки.
Договорились, что клиент оставит раби Аарону в залог свое поношенное старое пальто — до тех пор, пока не добудет денег и не расплатится.
Проходил день за днем, а посетитель не возвращался. Тем временем распространились слухи, что в эти места прибыл известный разбойник, который давно был в розыске. Оказалось, что тот самый посетитель трактира и был разбойником собственной персоной!
К раби Аарону пришла полиция — выяснить все подробности. И тот поспешил показать им оставленное посетителем пальто и рассказать всё так, как оно было. Он и не думал, что пальто может послужить «уликой» против него самого и что его самого отправят в тюрьму как пособника бандита.
Не помогли ни связи раби Аарона с влиятельными людьми города, ни взятки. Власти были настроены решительно и ничего не желали слушать.
Праведник сидел в тюрьме, и все пересуды вокруг него как будто совершенно его не волновали. Днем и ночью он был погружен в изучение святой Торы, лицо его светилось нездешним светом.
Но однажды, когда один из предпринимателей Стучина пришел навестить раби Аарона, тот озабоченно изучал какой-то длинный список.
— Чем сегодняшний день отличается от всех остальных? Почему сегодня у вас такой хмурый вид? — спросил гость.
Раби Аарон объяснил:
— Взгляните-ка… Ясно, что суд Всевышнего может быть только справедливым. Если меня отправили в тюрьму, очевидно, есть на то причина. Я стал проверять свои поступки и, не найдя ничего особенного, предположил, как советуют наши мудрецы, что моя вина — в недостаточном изучении Торы.
И действительно, я вспомнил, что некоторое время назад решил вставать рано утром и садиться за учебу, но в дальнейшем по разным причинам не выполнил это решение.
Теперь мне ничего не оставалось, кроме как подсчитать, сколько дней я пропустил. Так можно примерно рассчитать продолжительность пребывания в тюрьме. Я сделал это и пришел к выводу, что в тюрьме мне следует провести два с половиной месяца. Ясно, что к концу этого срока я буду освобожден!
Так закончил свое объяснение раби Аарон. Гость был изумлен его величием, тем, с какой точностью раввин рассчитывает свои действия. Но… он всё еще не мог поверить: ведь он сам несколько раз пытался вызволить раввина из заточения и в данный момент был практически уверен, что тот не выйдет на свободу так скоро.
И всё же чудо произошло. Как раз через два с половиной месяца после ареста раби Аарона на престол взошел Александр III. В день своей коронации он даровал амнистию многим заключенным, и раби Аарона отпустили.
Итак, иногда Свыше человеку посылают определенное страдание в наказание за определенный грех. Но приговор Небесного суда рассчитан в точности: когда искупление завершено, бедствие тотчас уходит, не задерживаясь ни на минуту.
Это произошло и с Яаковым: ему было суждено страдать от хромоты, и потому ангелу Эсава удалось поразить его в бедро. Но в тот миг, когда Яакову настало время исцелиться, Всевышний вывел солнце на небо и вылечил Яакова, чтобы не продлевать кару ни одного лишнего мгновения. (Лэламедха)
[i] Рабейну Шломо Ицхаки (4800-4865 /1040-1105, Франция, ешивы Германии) — классический комментатор Танаха и Талмуда.
[ii] Рав Шолем Швадрон (5672-5758 / 1912-1997 Эрец-Исраэль — Израиль) — знаменитый даршан (лектор-«проповедник»), которого называли а-Магид а-Йерушалми — «иерусалимский рассказчик».
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его