Темы: Ваишлах, Яаков, Оцарот, Чтение для детей, Шестидневная война, Рассказы
«И засияло ему солнце, когда он проходил Пнуэль; а он хромал на бедро свое» (Берешит 32:32).
Раши[i] комментирует: «Есть предание в Мидраше: и засияло ему солнце — ради него, чтобы исцелить его хромоту». На первый взгляд это кажется удивительным: зачем понадобилось совершать особое чудо, заставляя солнце взойти раньше времени, чтобы исцелить Яакова?
Ведь можно было немного обождать и исцелить его в обычное время восхода, не совершая при этом дополнительного чуда.
Ответ нам поможет понять следующая история, рассказанная иерусалимским магидом раби Шаломом Швадроном[ii].
Это было во время Шестидневной войны, в 1967 году. Снаряд, выпущенный Арабским легионом, попал в газовый баллон, за этим, естественно, последовал взрыв и пожар. Но буквально через секунду еще один снаряд попал… в котел с водой. Выплеснувшаяся вода погасила огонь, зажженный первым снарядом.
Наше восприятие таково: если бы Всевышний не хотел, чтобы из-за попадания снаряда в баллон начался пожар, Он бы не создал такую ситуацию. Снаряд просто не попал бы в баллон. А если Он хотел, чтобы возник пожар, то не направил бы второй снаряд в котел с водой, чтобы потушить пожар.
Раби Швадрон объяснил это так: Святой, благословен Он, мог бы изначально предотвратить пожар. Но в таком случае Его великая любовь к жителям Иерусалима не была бы видна людям. Поэтому Он устроил так, чтобы пожар возник, а затем был чудом потушен. Так Его любимые дети смогли увидеть своими глазами, насколько они дороги своему Небесному Отцу.
Теперь яснее становится ответ на наш вопрос.
Всевышний, несомненно, мог подождать и исцелить Яакова с восходом солнца, не совершая особых чудес, связанных с нарушением законов природы. Но в таком случае не была бы явно выражена Его особая любовь к Яакову!
Поэтому Творец заставил солнце взойти раньше ради Яакова, чтобы исцелить того раньше естественного срока. Так Всевышний выразил свою любовь к Яакову.
На этот же вопрос мы можем ответить и по-другому, исходя из следующей истории.
Праведный раби Аарон Виноград был выдающимся знатоком Торы. Ради пропитания, весьма скромного, он содержал небольшой трактир. Местные жители — из городка Стучин и его окрестностей — ценили спиртные напитки, которое там подавали, за их качество.
Однажды в трактир зашел человек, незнакомый присутствующим, нееврей, который хотел согреться, выпив немного водки. Он махнул первую рюмку, затем — вторую, третью и четвертую. Но когда пришло время оплатить счет, выяснилось, что у него нет ни копейки.
Договорились, что клиент оставит раби Аарону в залог свое поношенное старое пальто — до тех пор, пока не добудет денег и не расплатится.
Проходил день за днем, а посетитель не возвращался. Тем временем распространились слухи, что в эти места прибыл известный разбойник, который давно был в розыске. Оказалось, что тот самый посетитель трактира и был разбойником собственной персоной!
К раби Аарону пришла полиция — выяснить все подробности. И тот поспешил показать им оставленное посетителем пальто и рассказать всё так, как оно было. Он и не думал, что пальто может послужить «уликой» против него самого и что его самого отправят в тюрьму как пособника бандита.
Не помогли ни связи раби Аарона с влиятельными людьми города, ни взятки. Власти были настроены решительно и ничего не желали слушать.
Праведник сидел в тюрьме, и все пересуды вокруг него как будто совершенно его не волновали. Днем и ночью он был погружен в изучение святой Торы, лицо его светилось нездешним светом.
Но однажды, когда один из предпринимателей Стучина пришел навестить раби Аарона, тот озабоченно изучал какой-то длинный список.
— Чем сегодняшний день отличается от всех остальных? Почему сегодня у вас такой хмурый вид? — спросил гость.
Раби Аарон объяснил:
— Взгляните-ка… Ясно, что суд Всевышнего может быть только справедливым. Если меня отправили в тюрьму, очевидно, есть на то причина. Я стал проверять свои поступки и, не найдя ничего особенного, предположил, как советуют наши мудрецы, что моя вина — в недостаточном изучении Торы.
И действительно, я вспомнил, что некоторое время назад решил вставать рано утром и садиться за учебу, но в дальнейшем по разным причинам не выполнил это решение.
Теперь мне ничего не оставалось, кроме как подсчитать, сколько дней я пропустил. Так можно примерно рассчитать продолжительность пребывания в тюрьме. Я сделал это и пришел к выводу, что в тюрьме мне следует провести два с половиной месяца. Ясно, что к концу этого срока я буду освобожден!
Так закончил свое объяснение раби Аарон. Гость был изумлен его величием, тем, с какой точностью раввин рассчитывает свои действия. Но… он всё еще не мог поверить: ведь он сам несколько раз пытался вызволить раввина из заточения и в данный момент был практически уверен, что тот не выйдет на свободу так скоро.
И всё же чудо произошло. Как раз через два с половиной месяца после ареста раби Аарона на престол взошел Александр III. В день своей коронации он даровал амнистию многим заключенным, и раби Аарона отпустили.
Итак, иногда Свыше человеку посылают определенное страдание в наказание за определенный грех. Но приговор Небесного суда рассчитан в точности: когда искупление завершено, бедствие тотчас уходит, не задерживаясь ни на минуту.
Это произошло и с Яаковым: ему было суждено страдать от хромоты, и потому ангелу Эсава удалось поразить его в бедро. Но в тот миг, когда Яакову настало время исцелиться, Всевышний вывел солнце на небо и вылечил Яакова, чтобы не продлевать кару ни одного лишнего мгновения. (Лэламедха)
[i] Рабейну Шломо Ицхаки (4800-4865 /1040-1105, Франция, ешивы Германии) — классический комментатор Танаха и Талмуда.
[ii] Рав Шолем Швадрон (5672-5758 / 1912-1997 Эрец-Исраэль — Израиль) — знаменитый даршан (лектор-«проповедник»), которого называли а-Магид а-Йерушалми — «иерусалимский рассказчик».
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский