«И она зачала, и родила сына, и сказала: снял Б-г позор мой» (Берешит 30:23).
Раши[i] комментирует: «Позор мой — меня позорили за то, что я бездетна, и говорили, что достанусь в жены злодею Эсаву. А агада (Мидраш Берешит Рабба 73, 5) говорит: пока у женщины нет ребенка, ей не на кого свалить свои оплошности, а когда родится у нее ребенок, сваливает на него. Кто разбил это посудину? — Твой сын! Кто съел этот инжир? — Твой сын!»
На первый взгляд, агада, которую цитирует Раши, ошеломляет. Неужели можно себе представить, что когда Рахель удостоилась забеременеть и произвести на свет сына, в будущем — родоначальника одного из двенадцати колен Израиля, она в самом деле думала о том, что теперь ей будет, на кого свалить свои «провинности»?
В такой час кажется естественным сосредотачиваться на главном, а не на второстепенном и «специфическом»!
Ответ нам поможет понять следующая история.
Сын гаона раби Шалома Айзена[ii] достиг возраста 13 лет — еврейского совершеннолетия, когда мальчик уже обязан выполнять заповеди. В день празднования его Бар-Мицвы в синагоге устроили Кидуш (это было в субботу). Перед субботой раби Шалом пришел к своему учителю, гаону раби Исеру-Залману[iii], чтобы пригласить его на Кидуш.
Раби Шалому было понятно, что учитель не сможет пешком пройти расстояние от своего дома до синагоги, в которой устраивается празднование. И всё же счел нужным пригласить его, а заодно и попросить благословение для сына.
Но, к огромному его удивлению, во время Кидуша в синагогу вошел раби Исер-Залман. Весь путь от ешивы «Эц Хаим» до синагоги раввин прошел пешком. Раби Шалом спросил, не слишком ли тяжело было учители проделать такой утомительный путь, и тот ответил:
— Это и в самом деле было выше моих сил, но БЛАГОДАРНОСТЬ заставила меня совершить это усилие!
— Благодарность? — удивился раби Шалом. — За что же мой господин и учитель так благодарен мне?
Ответ был следующим:
— Да, я благодарен тебе и твоему сыну за то, что из-за приглашения на этот Кидуш удостоился мысли о раскаянии. Я подумал: «Как удивительно! Ведь совсем недавно отмечали свадьбу раби Шалома, а его сыну уже тринадцать! Как быстро летит время!» И это навело меня на мысль о раскаянии, ведь «день короток, а работы много» (Авот 2, 15)[iv].
— И вот я сказал себе, — продолжал раби Исер-Залман, — раз я удостоился подумать о раскаянии благодаря раби Шалому и его сыну, мне следует принять участие в их празднике и выразить им свою благодарность. Поэтому я пришел. Очень важно обращать внимание даже на самые обычные моменты, чтобы не забыть поблагодарить за них.
Здесь и ответ на наш вопрос, согласно объяснению раби Моше Турка[v].
Конечно же, Рахель прежде всего благодарила Б-га за то великое благо, которое Он сделал для нее, удостоив стать матерью одного из родоначальников колен Израиля. Но она понимала также, что благодарить надо за всё, насколько возможно, в том числе и за самые обычные моменты, включая даже то, что будет «на кого свалить».
Поэтому Рахель благодарила Творца, Который «вспомнил о ней» во всем, послал ей полное благо: не только дал сына, но и «снял» ее позор, дав возможность избегать неприятных бытовых моментов. (Лэламедха)
[i] Рабейну Шломо Ицхаки (4800-4865 /1040-1105, Франция, ешивы Германии) — классический комментатор Танаха и Талмуда.
[ii] Раби Шалом бар-Авраам-Абиш-Мордехай а-Леви Айзен (5676-5747 / 1916-1987, Иерусалим) — один из знаменитых иерусалимских законоучителей своего поколения, преподаватель ешивы «Тиферет Бахурим».
[iii] Раби Исер-Залман Мельцер (5630-5714 / 1870-1953, Литва, Польша, Эрец-Исраэль — Израиль) — выдающийся законоучитель и преподаватель Талмуда, один из духовных лидеров поколения.
[iv] Раби Тарфон говорил: «День короток, а работы много, и работники ленивы, но вознаграждение велико и Хозяин торопит».
[v] Раби Моше бен-Дов Турк (5681-5781 / 1921-2021, Чехословакия, Эрец-Исраэль — Израиль) — один из выдающихся и старейших педагогов Бней-Брака, директор школы «Йесодэй а-Тора» в Тель-Авиве, вырастивший тысячи учеников.
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский