Темы: Бог, Берешит, Глава Берешит, Сотворение мира, Оцарот, Рассказы
«До Меня не существовал Бог, и после Меня — не будет» (Йешая 43:10)
«В начале сотворил Б-г небо и землю» (Берешит 1:1).
Дело было в городе Сана. Царю Йемена рассказали о гаоне раби Гершоне — «мудреце евреев». Царь послал ему письмо, в котором выразил желание познакомиться. Если тот окажется и в самом деле мудрым, царь почтит его и окажет милость всем евреям.
Раби Гершон задумался: мудрецы советуют не сближаться с властями. Кто знает, вдруг он скажет что-то неосторожное и навлечет беду на себя и своих братьев-евреев.
Был у раби Гершона десятилетний сын по имени Йосеф. Он был красив, и Б-г дал ему мудрость и разумение. Он производил благоприятное впечатление на всех, кто его видел. Сначала отец не рассказывал ему о просьбе царя, но тот увидел, что отец озабочен и стал настаивать. Тогда отец показал ему письмо.
— Дорогой отец, разреши мне пойти вместо тебя, — сказал Йосеф.
— Что это тебе пришло в голову? — удивился раби Гершон.
— А почему нет? Предстану перед царем, услышу его вопрос. Если смогу ответить, скажут, что это мудрость отца, не смогу, — скажут, что ошибка десятилетнего ребенка ничего не доказывает.
Раби Гершон благословил его. Поцеловал Йосеф руки отца и матери и отправился во дворец. Стражник у входа засмеялся:
— Иди домой, дитя, скоро полдень, тебе пора баиньки!
— Доложи обо мне царю, — ответил Йосеф. — Я не уйду, пока его не увижу!
Всевышний устроил так, что как раз в тот час царь спустился прогуляться в саду. Он услышал этот разговор и спросил привратника, что за отрок там стоит.
— Еврейский ребенок хочет видеть Ваше величество, — сказал стражник.
Царь велел впустить его.
— Я еврейский мальчик, меня зовут Йосеф, — начал говорить ребенок. — Мой отец служит раввином, и я попросил его отправить меня к царю меня вместо себя, чтобы царь испытал мою мудрость.
— Ты что же, претендуешь быть мудрее своего отца? — возмутился царь.
Йосеф поклонился и ответил:
— «…Господь дает мудрость; из уст Его — знание и разумение» (Мишлей 2:6).
Царь велел созвать своих мудрецов и советников, и они были удивлены, увидев мальчика.
— О, царь, — сказали они. — Посмеялся над тобой еврейский раввин, послав малого ребенка отвечать на твои вопросы.
— Если он ошибется, — сказал царь, — гнев мой обрушится на его отца. Но если ответит правильно, мое уважение к его отцу вырастет в десять раз. Ведь если сын мудр, то это — благодаря отцу.
— Скажи мне, еврейский мальчик, — задал царь свой первый вопрос. — Кто был до Творца мира?
Йосеф посмотрел по сторонам. Советники подумали, что он в растерянности. Но нет, он увидел корзину с яблоками, достал шесть штук и разложил перед царем.
— Может ли Ваше величество сказать, сколько здесь яблок?
— Ты что, смеешься надо мной? — воскликнул царь. — Всякий видит, что их здесь шесть.
Но парень настаивал на своем:
— О, мой государь, пожалуйста, посчитайте их вслух.
— Одно, два, три, четыре, пять, шесть, — сосчитал царь.
— Да простит меня великий правитель, но всё не так. Начните, пожалуйста, считать до единицы, — попросил мальчик.
— Глупости какие! — вознегодовал царь. — Все знают, что считать надо, начиная с единицы, до нее нет чисел.
— Вот, великий царь, вы себе и ответили, — подытожил Йосеф. — Б-г Всесильный наш один, и нет ничего до одного!
Царь признал перед советниками, что мудрость еврейского отрока велика. Он пригласил его в сокровищницу, чтобы тот выбрал себе подарок. Тот огляделся, но не заметил ничего интересного.
И вдруг в углу помещения увидел стеклянный шкаф со свитками. Весь мир этого ребенка был — книги, его потянуло к шкафу словно магнитом. Он разглядывал их, но всё больше разочаровывался. Все свитки были написаны на арабском языке. В одном из них он нашел приказы и повеления, направленные против евреев.
— Я выбираю этот свиток, — сказал он царю. — Чтобы он был уничтожен.
— Счастливы твои родители, — сказал царь, — что воспитали тебя таким. Ты ценишь благополучие общины выше собственного. Иди к отцу и скажи, что, увидев тебя, я еще больше хочу познакомиться с ним. Если уж твоя мудрость так велика, то какова должна быть его!
Встретившись с мудрецом, царь убедился, что раби Гершон мудр и сведущ во всем, что он человек веры и истины. Царь поставил его выше князей и вельмож, и раввин трудился при царе на благо своего народа. (Маасэй Гдолим)
Рав Ефим Свирский
Рав Арье Кацин
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
«Оцарот»
Когда Яаков отправил своих слуг с подарками для Эсава, он несколько раз повторил одну и ту же фразу. Яаков боялся, что его неправедный брат сделает слуг своими рабами, и они не смогут служить Творцу.
Рав Бенцион Зильбер
Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Борух Шлепаков
Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
В том случае, если мы получаем пользу, находясь в каком-то месте, надо быть благодарным и что-то для сделать в ответ. Что об этом думал раввин Хаим Шмулевич?