Темы: Симхат Тора, Шмини Ацерет, Оцарот, Радость, Тишрей, Тора, Рассказы
Мы прошли через целый ряд святых дней, великих и возвышенных. Когда они завершаются, в последний день, у нас — радость, пение, мы танцуем с Торой в руках. Это праздник Симхат-Тора.
В чем суть этой радости, почему она так мощно проявляется именно в последний день осенних праздников — накануне наступления зимы и возвращения к рутинной жизни?
Рассказывают о раби Элазаре из Белостока, одном из выдающихся мудрецов Коцка. Ему приходилось много трудиться ради пропитания, и однажды он открыл душу своим товарищам:
Знаете, человек ведь живет не вечно… Я подумал, что однажды наступит мой день и душа поднимется на небо, чтобы отчитаться за прожитую жизнь. Сказано, что суд над человеком начинается с вопроса, учил ли он Тору (Кидушин 40 б).
Меня спросят:
— Ты учился, Элазар?
И что я отвечу?..
Скажу:
— У меня не было времени, я только иногда приходил на уроки то здесь, то там…
— Почему же, Элазар?
А я отвечу:
— Мне приходилось много работать ради пропитания.
— Да разве ж это ответ? — возвысит голос Сатан-обвинитель. — Оставил в стороне жизнь вечную и занимался сиюминутными делами?
И что мне после этого сказать? Он прав. Я отвечу:
— Мне хотелось учиться, но жена на меня кричала: дома пусто, дети голодны…
Сатан издевательски захихикает:
— Хи-хи-хи, да разве ж это ответ?
И тогда я прикрикну на него:
— Замолкни, Сатан! Нет у тебя права это говорить!
Присутствующие удивятся, а я объясню:
— Открыли нам нашим мудрецы: когда в Рош а-Шана трубят в шофар, Сатан думает, будто это шофар Машиаха, возвещающий Избавление. Сатан пребывает в недоумении, и тут вновь раздается звук шофара. Опасения Сатана превращаются в уверенность, аргументы заканчиваются, он окончательно запутывается.
А у меня вопрос: неужто его память настолько коротка? Ведь стоит ему чуть-чуть задуматься, он немедленно вспомнит, что всё это уже было год назад и ранее.
Ответ же прост.
Верно, если он задумается, то вспомнит. Но когда он слышит шофар, то впадает в смятение, тревожится. В таком состоянии он неспособен вспоминать. Так разве теперь, Сатан, ты не понимаешь, что крики моей жены и плач детей так же ввергают меня в смятение, как тебя — звук шофара?
Этот «разговор» раби Элазара с Сатаном-обвинителем может многому научить нас. Будничные дела, житейские заботы способны поглотить нас полностью. Что же будет с нашей духовностью, с изучением Торы? С каким багажом мы подойдем к Дням трепета на следующий год? Скажем ли снова: «Как бедные и нищие стучим мы в двери Твои»[i], чувствуя, что упустили самое важное?
Для этого нам и дан этот возвышенный день — Симхат Тора, — чтобы мы утвердили в своем сознании, насколько важно изучение Торы, и приняли решение: увеличить количество уроков, продвинуться в учебе. С этим решением начнем год продвижения и света! (Маайн а-Моэд)
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский