Темы: Ницавим, Ваелех, Оцарот, Чтение для детей, Рассказы
«Все вы стоите сегодня пред Господом, Б-гом вашим…» (Дварим 29:9).
Раши[i] объясняет:
«Почему этот раздел, Ницавим, идет сразу после Ки Таво, раздела о проклятиях? Евреи услышали девяносто восемь проклятий. Они опустили головы и сказали: “Кто может выдержать такое?” Моше начал их успокаивать: “Все вы стоите сегодня” — вы сильно гневили Всевышнего, но Он не истребил вас, и вот вы пребываете пред Ним».
На первый взгляд может показаться удивительным: Моше говорит, что, согласно предыдущему опыту, проклятия «не работают»?
Ответ нам поможет понять следующая история.
Дело было в Израиле. Один отец сообщил габаю[ii] своей синагоги, что у его сына через несколько месяцев, в субботу, когда читают главу Итро, будет Бар-Мицва[iii]. Вдвоем они решили, что в ту субботу подросток прочтет всю эту главу в синагоге.
Подготовка к Бар-Мицве была в самом разгаре. Тфилин (филактерии), зал, приглашения — всё уже было готово. Параллельно подросток начал изучать с отцом, как правильно читать вслух главу Итро. Каждый свободный момент он повторял строки из недельной главы со знаками кантилляции, [iv]пока не запомнил всю главу наизусть.
На неделе перед субботой Итро отец зашел в синагогу, чтобы подготовиться к торжественному мероприятию. И тут выяснилось, что еще один уважаемый член общины празднует Бар-Мицву сына в ту же субботу. Это означало, что оба мальчика в течение долгого времени готовились читать одну и ту же главу Торы.
Габай схватился за голову:
— Я так сожалею! Это моя вина. Вы оба просили забронировать эту дату, а я забыл записать! — извинялся он в смятении. — Что же теперь делать? В ближайшую субботу должна быть Бар-Мицва сразу у двоих, и оба мальчика готовились читать Тору…
Отец первого мальчика решил сдержать гнев и отреагировал мягко, сказав, что его сын готов уступить:
— Он готовится уже с начала зимы, но он может использовать еще неделю, чтобы выучить главу Мишпатим. Так мы, с Б-жьей помощью, отпразднуем его Бар-Мицву через неделю.
Это было огромной уступкой со стороны отца и, конечно, сына, который долгие месяцы трудился над недельной главой, а теперь был вынужден вновь прилагать усилия, изучая другую главу.
После того случая прошло четыре года. Этот мальчик повзрослел и учился уже в ешиве для старших. Вдруг среди зимы его мать слегла. Ее госпитализировали, тщательно обследовали, но причину болезни не установили. Врачи не понимали, что вызывает у нее такие сильные боли.
В ту же неделю заболел гаон раби Йосеф-Шалом Элияшив[v], и его привезли в ту же больницу. Лучше врачи поспешно вызвали знаменитого профессора, считавшегося первым специалистом в своей области, чтобы проконсультироваться, как лучше всего лечить рава.
Раву пришлось провести в больнице и субботу, это была суббота, в которую читали главу Мишпатим. Его родные и близкие искали человека, который сможет читать Тору в миньяне[vi], организованном в его больничной палате.
Вдруг они заметили ученика ешивы, парня лет семнадцати, сидящего у постели матери. Расспросили о нем и выяснили, что он как раз может достойно прочесть эту главу.
Сначала парень ответил отказом, ведь он не занимается этим постоянно. Но вдруг вспомнил, что как раз в эту субботу читают главу Мишпатим, так хорошо ему знакомую. Ведь он читал и зубрил ее бесконечное число раз перед Бар-Мицвой. Тогда он сообщил родным рава, что сможет прочесть эту главу.
Рав Элияшив получил большое удовольствие от правильного и четкого чтения этого парня и захотел поблагодарить его лично. Он поинтересовался, из-за чего тот проводит субботу в больнице.
— Моя мама уже несколько недель находится здесь, и никто не знает, что с ней. Она сильно страдает, — ответил он растерянно и упомянул имя матери с пожеланием скорейшего исцеления.
В знак благодарности рав Элияшив попросил профессора, который его лечил, проведать мать этого юноши и обследовать ее, постараться установить причину ее состояния.
Профессор основательно обследовал женщину, изучил результаты анализов и обнаружил, что врачи, занимавшиеся ею, ошиблись в своих выводах. Он предписал полностью изменить подход к ее лечению. В ту же неделю мать парня выписали из больницы здоровой и полной сил.
Эта история стала известна раву Михлу-Йеуде Лефковичу[vii], который сказал об этом следующее:
— Эта история подобна той, о которой говорится в трактате Рош а-Шана (17 а). Рав Уна[viii], сын рава Йеошуа, заболел, а рав Папа[ix] пришел его навестить. Увидев, в каком тяжелом состоянии находится больной, он понял, что надежды уже нет, и велел готовить для него погребальный саван.
В итоге рав Уна выздоровел, а рав Папа стеснялся с ним встретиться… Сказал ему рав Уна: «Знай же, что я и в самом деле должен был умереть, как ты и видел, но в награду за мою уступчивость и готовность жертвовать своими интересами на Небесах простили меня и добавили мне годы жизни».
Из этого мы можем сделать вывод, — добавил рав Михл-Йеуда, — что даже еврей, которому Свыше суждена смерть, может спастись от смерти и «выиграть» жизнь, если будет уступать другим людям, жертвовать своими интересами, не станет себя вести требовательно и непреклонно с ближними.
И в нашей истории мать удостоилась спасения только благодаря уступчивости, которую ее сын проявил четыре года назад, — заключил рав Михл-Йеуда.
Здесь и ответ на наш вопрос. Когда евреи услышал проклятья, которые мы читаем в разделе Ки Таво, они поникли: «Кто может выдержать такое?» Моше же ответил им: «Даже если вы действительно заслужите эти проклятия, не нужно беспокоиться, ведь вы стоите сегодня: вы гневили Всевышнего и, тем не менее, стоите живыми перед Ним».
Как же это получилось? «Вы все — поскольку вы были вместе, едины и не судили друг друга строго, Свыше пощадили вас и проклятия прошли мимо».
И вывод: конечно, проклятия из Торы могут поразить того, кто нарушает волю Творца, но пока вы будете уступчивы и продолжите сохранять единство, ваши преступления будут прощаться». (Лэламедха)
[i] Рабейну Шломо Ицхаки (4800-4865 /1040-1105, Франция, ешивы Германии) — классический комментатор Танаха и Талмуда.
[ii] Сегодня так называют всех членов «совета» синагоги. В узком смысле слова так называют человека, который собирает пожертвования (цдаку) на синагогу и на нужды общины.
[iii] Еврейское совершеннолетие — 13 лет (у мальчика). С этого момента мальчик обязан выполнять все мицвот (еврейские заповеди) как взрослый, а не в порядке обучения и привыкания, как раньше.
[iv] Знаки кантилляции (таамэй а-микра), которыми снабжен текст Торы, выполняют функции нот, знаков препинания и ударения, а мудрецы выводят из них и комментарии к тексту Торы. Масора, т. е. традиция о том, как следует писать и читать текст Торы, была получена Моше на Синае.
[v] Раби Йосеф-Шалом Элияшив (5670-5772 / 1910-2012, Литва — Эрец-Исраэль — Израиль) — крупнейший законоучитель и мудрец Торы современности, духовный лидер поколения.
[vi] Необходимое для общественной молитвы число взрослых евреев: их должно быть десять. Считается, что Всевышний никогда не отвергает молитвы, произносимые в миньяне. Когда молится миньян, на Небе принимают молитву ради заслуг лучших из миньяна.
[vii] Раби Михл-Йеуда Лефкович (5674-5771 / 1913-2011, Белоруссия — Эрец — Исраэль — Израиль) — глава ешивы Поневеж, член Моэцет гдолей а-Тора (Совета выдающихся знатоков Торы) в «Дэгель а-Тора», один из духовных лидеров нашего поколения. В числе других руководителей поколения дал благословение на деятельность «Толдот Йешурун».
[viii] Рав Уна (годы жизни приблизительно:3976-4057 / 216-2976; Вавилония) — вавилонский аморай (мудрец Талмуда) второго поколения, глава знаменитой ешивы в Суре.
[ix] Рав Папа (умер в 4136 / 376, Вавилония) — аморай пятого поколения, глава поколения, основатель ешивы в городе Нераше.
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский