«И встал Билам, и пошел, и возвратился в свое место, а Балак также пошел своею дорогою» (Бемидбар 24:25).
На первый взгляд, сказанное удивительно: Билам ведь своими глазами видел и своими ушами слышал, как ослица открыла рот и заговорила. А затем они с Балаком увидели, как его, Билама, проклятия Израилю обернулись благословениями.
Как же может быть, что увидев явные чудеса и великие знамения, они просто вернулись домой, словно ничего не произошло?
Понять это нам поможет следующая история.
Один еврей, связанный с движением Аскалы (так называемого «Просвещения»), жил в городе Шедува, когда там работал раби Йосеф-Лейб Блох[i]. Этот еврей пригласил друга провести с ним летний отпуск. Тот приехал, но, похоже, пребывал в состоянии крайней подавленности, и однажды случилось ужасное: он покончил с собой. Это произошло на чердаке дома «просвещенца».
Несчастного похоронили в тот же день, но с тех пор в доме начало происходить что-то странное. Куски штукатурки стали падать с потолка, причем всегда — в тихие ночные часы и через одинаковые промежутки времени. Проверка показала, что с потолком всё в порядке, сырости нет, так что объяснения, почему осыпается штукатурка, не было.
Когда об этом стало известно друзьям хозяина дома, они решили провести расследование, отказываясь верить во всё, что не укладывается в их «научное» мировоззрение. Они договорились собраться ночью в доме и понаблюдать за странным явлением, коротая время за карточной игрой.
Сначала поднялись на чердак, чтобы убедиться, что там никого нет и никто не бросает кусочки штукатурки ради забавы. Затем закрыли окна, заперли двери и перешли в большую гостиную. И тут вдруг штукатурка начала осыпаться… Выглядело это так, словно невидимая рука отколупывала кусочки с потолка и бросала на пол.
У «естествоиспытателей» мороз пошел по коже, с трудом они высидели там до утра. А хозяин дома почувствовал, что у него больше нет сил терпеть, и отправил сына к раву Блоху, чтобы тот посоветовал, как прекратить странное явление.
Рав Блох выслушал его с большим вниманием и сказал:
— Я не занимаюсь тем, что скрыто… Но одно могу сказать точно: согласно Галахе (еврейскому Закону), вместе с умершим следует закопать каждый кусок дерева, на который попала его кровь. Возможно, в балки потолка под чердаком впиталась кровь самоубийцы, поэтому их нужно закопать.
В тот же день из дома того еврея вышла странная погребальная процессия. На кладбище несли деревянные бревна.
И — о чудо! — с того дня непонятное явление прекратилось, в дом вернулся покой. Штукатурка не падала, и ничего необычного не происходило.
Позже рав Йосеф-Лейб рассказал:
— Среди приверженцев Аскалы в городе, друзей того еврея, был один, который упорно отказывался идти к нему домой в ту ночь или участвовать в захоронении бревен. Он был уверен: если будет доказано, что есть жизнь после смерти, он не сможет найти себе покоя. Но что вы думаете? Те, кто был в доме в ту ночь и своими глазами видел «знак», свидетельствующий о жизни души после смерти, ни в чем не изменили своих взглядов! Все они остались при своем мнении, и ни один из них не сделал тшуву (не раскаялся).
Это страшно. Человек может собственными глазами видеть истину — и всё равно продолжать ее отрицать. Знать — и игнорировать! Это страшная и могучая сила, «встроенная» Творцом в человеческую душу.
И это ответ на наш вопрос. Билам и Балак видели, как действует провидение Всевышнего, но этого было недостаточно, чтобы привести их к вере. И ничто не помешало им после удивительных событий вернуться «в свое место», на свой прежний путь — и продолжать идти по нему так, будто ничего не произошло. (Лэламедха)
[i] Раби Йосеф-Лейб бар-Мордехай Блох (5620-5690 / 1860-1930) — выдающийся мыслитель и педагог, глава ешивы в Телзе (Тельшяе).
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его