«И рассказали ему, и сказали: пришли мы в землю, в которую ты посылал нас, и действительно, течет она молоком и медом…» (Бемидбар 13:27).
Разведчики оклеветали Землю Израиля. Но, чтобы усилить впечатление от сказанного, они добавили, что эта страна «течет молоком и медом».
Раши[i] комментирует: «Если к лживому слову не добавить немного истины вначале, оно не устоит в конце».
Это может показаться удивительным: как возник подобный закон мироздания? Если Творец не хочет, чтобы существовала ложь, почему она может существовать, если к ней примешано немного правды?
Ответ нам поможет понять следующая история.
В городе Лемберг (Львов) в суде гаона раби Яакова Оренштейна[ii], автора книги «Йешуот Яаков», работал ученый и богобоязненный еврей реб Нафтали-Гирш. Он отвечал за эрув[iii] в городе.
Каждую пятницу он обходил вокруг города и убеждался в исправности столбов и «нитей», чинил то, что нуждалось в ремонте, чтобы народ Израиля случайно не согрешил, перенося предметы из одного владения в другое. В остальные дни недели реб Нафтали-Гирш был погружен в учебу и для него не существовало ничего, кроме «четырех локтей Закона»[iv].
Работа реб Нафтали-Гирша по поддержанию эрува была настоящим служением, но этого было недостаточно для пропитания. Его жалования с трудом хватало на самые основные нужды семьи.
Его четыре дочери уже достигли брачного возраста. Сидя дома, они ждали чуда, не ведая, когда и откуда оно придет. Их охватывала тревога: не придется ли ждать женихов до седых волос…
В ту пору действовал «свечной сбор», специальный налог на еврейство, наложенный враждебной к евреям Империей[v]. Евреи обязаны были платить за каждую свечу, которую зажигали дома в честь Царицы Субботы. И речь шла о весьма значительных суммах, которые было тяжело выплачивать.
Сначала евреи пытались справиться с этой проблемой с помощью различных уловок. Они сообщали об одной или двух зажженных свечах, а на самом деле зажигали гораздо больше.
Но государственные чиновники не зевали… они предвидели подобные ухищрения. Поэтому сборщиками налога были назначены люди из самой еврейской общины, которые получали долю от собранного налога.
Эти откупщики сильно омрачали жизнь своих братьев-евреев. И — словно этого было еще мало, — государство назначило старшего над сборщиками, настоящего негодяя. Это был еврей, живший в Лемберге. Его задачей было подгонять сборщиков, чтобы усерднее работали.
Понятно, что этот еврей был отлучен от общины.
Однажды накануне субботы, когда реб Нафтали-Гирш проверял эрув, он услышал, как его окликнули по имени. Когда он поднял глаза, душа его чуть не отлетела в мир иной. К нему обращался не кто иной, как этот негодяй, старший налоговик. Он хотел, чтобы реб Нафтали-Гирш зашел к нему на пару слов…
Отказать столь важной персоне было нельзя, так что пришлось реб Нафтали-Гиршу явиться к нему домой. На удивление главный над сборщиками принял его с почетом и чрезвычайно приветливо, предложил удобное кресло, а затем начал свою речь:
— Видишь ли, каждую неделю я смотрю на тебя, когда ты занимаешься своим святым служением. Ясно, что ты выполняешь работу тщательно и награда твоя на Небесах, несомненно, весьма велика. Мне же, в отличие от тебя, едва ли достанется какая-то награда в Будущем мире… Потому хочу предложить тебе честную и выгодную сделку: продай мне заслуги от заповеди, которую ты выполняешь, — поддержание эрува, а я дам тебе сумму, которой хватит, чтобы достойно выдать замуж четырех твоих дочерей.
Реб Нафтали-Гирш был потрясен. Ему было трудно переварить услышанное. И уж тем более он не знал, как на это ответить.
Налоговик его не торопил:
— Не спеши отвечать. Сначала всё взвесь, а ответить можешь на следующей неделе, — великодушно предложил он.
Реб Нафтали-Гирш поспешил покинуть дом злодея, решив обратиться с этим вопросом к гаону раби Яакову-Мешуламу. Как тот укажет, так реб Нафтали-Гирш и поступит — без всяких сомнений и колебаний.
В тот же день реб Нафтали-Гирш подошел к своему учителю и передал разговор, который у него состоялся с этим опасным человеком. Автор «Йешуот Яаков» ответил так:
— Знай же, что кроме жизни, которая дается нам из Источника святости, то есть от Творца, во всем мире нет никакой жизни. Все живые существа во всех мирах получают свою жизненную силу от того же Источника святости. Это относится и к грешникам. Хотя они и далеки от Самого Источника, им хватает той «порции» жизненности, которую им удается ухватить украдкой, сделав хотя бы одно доброе дело. Это дает им жизнь на долгие годы, в течение которых они продолжают грешить.
По-видимому, тот проклятый злодей уже полностью оторвал себя от Источника, так, что начал терять жизненную силу. Поэтому его душа жаждет получить хоть немного заслуг от выполнения какой-нибудь заповеди, чтобы снова приобщиться к Источнику и продолжать черпать из Него. Так что остерегайся и будь внимателен, чтобы не дать злодею хоть как-то «ухватиться» за твои заповеди. Иначе ты дашь ему жизненную силу, которая позволит ему продолжать творить зло и причинять вред нашим братьям евреям, — заключил праведник.
Он благословил реб Нафтали-Гирша, и они разошлись.
В следующую пятницу реб Нафтали-Гирш отправился по своему обычному маршруту. Когда он проходил мимо дома злодея, тот вышел ему навстречу и стал умолять согласиться на сделку, предложенную им неделю назад. Но реб Нафтали-Гирш решительно отказался.
И — о чудо! — не прошло и нескольких мгновений, как злодей упал без признаков жизни. У него не осталось даже крупицы жизненной силы.
Таким образом, даже само зло не может существовать без подпитки от Источника святости, без которой в мире нет вообще никакой жизни.
Отсюда и ответ на наш вопрос: именно поэтому ложь, к которой не примешана крупица истины, не может устоять. Ведь если это абсолютная ложь, то она полностью оторвана от Источника святости. И лишь в заслугу крупицы правды ложь может получать необходимую ей «жизненность» из Источника и так продолжать свое существование, обманывая людей. (Лэламедха)
[i] Рабейну Шломо Ицхаки (4800-4865 /1040-1105, Франция, ешивы Германии) — классический комментатор Танаха и Талмуда.
[ii] Раби Яаков-Мешулам бен-Мордехай-Зеев Оренштейн (Йешуот Яаков; 5535-5599 / 1775-1839, Лемберг) — один из выдающихся раввинов Галиции, галахист, глава раввинского суда Львова / Лемберга. Его книга «Йешуот Яаков» содержит комментарий на три раздела Шульхан Аруха, а также респонсы. (Его книга хидушим — открытий, новых прочтений — в Пятикнижии также называется «Йешуот Яаков»).
[iii] Речь идет о «смешении владений» — так, чтобы весь город, населенный евреями, считался единым владением и внутри него можно было переносить различные предметы в субботу. Для этого весь населенный пункт обносится столбами с натянутой между ними проволокой — символ общности и «огороженности» совместного владения. Это сооружение также называется «эрувом».
[iv] «Сказал раби Хия бар-Ами от имени Улы: с того дня, как был разрушен Храм, нет у Святого, благословен Он, в Его мире ничего, кроме четырех локтей Галахи (Закона)» (Брахот 8а). Т.е. с тех пор, как Храм был разрушен, весь остальной огромный мир, созданный Всевышним, существует только ради изучения Его Торы, Его Закона.
[v] С 1775 по 1918 Лемберг принадлежал Австро-Венгрии и был столицей «Королевства Галиции и Лодомерии», основанного Габсбургами.
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский