Темы: Беаалотха, Оцарот, Благодарность
«А ныне душа наша высохла, нет ничего, только ман пред глазами нашими» (Бемидбар 11:6). «Душа высохла, нет ничего» — почему они сказали, что нет ничего? Ведь ман был «похож на семя кориандровое, а вид его — как вид хрусталя» (там же, 7). По вкусу он напоминал масляную лепешку и пирог с медом.
Гаон раби Хаим-Йосеф-Давид Азулай[i] пишет об этом: «Они хотели почувствовать в нем (мане) вкус вредных видов пищи, дурных для здоровья, и это им не удалось (Йома 75а). Потому они вознегодовали и сказали, что в нем ничего нет, то есть — что он ничего не стоит!»
Это было написано не для того, чтобы удивить читателя или осудить, не дай Б-г, поколение пустыни, а ради важного урока для нас.
В книге «Нифлаот а-Саба Кадиша» («Чудеса Святого Старца») приводится рассказ праведного раби Яакова-Цви из Парысова[ii] о его учителе — Святом Старце из Радошице[iii]. Когда люди жаловались Старцу, что у них слишком мало получается служить Всевышнему, он отвечал: «Будь благодарен за свою участь, потому что бывает и хуже!»
Стремись возвыситься, желай большего, но никогда не говори, что «ничего нет». Будь благодарен за то, что есть.
Рассказывает один аврех[iv]:
Долгое время я жил с тяжелым чувством. Учился, набирался знаний, делал открытия в Торе, но всегда ощущал, как ничтожны мои познания в сравнении с океаном Торы. Ведь даже одного трактата Талмуда я не знаю основательно. Мне бы не удалось справиться с серьезным экзаменом по законам субботы. Короче, где уж мне… Однажды мне встретился «свежий» бааль-тшува (человек, вернувшийся к иудаизму, в данном случае — недавно). Я раньше никогда не видел этого парня, но он сказал:
— Я так тебе завидую!
— Ты ведь меня даже не знаешь, — ответил я. — Не знаешь, насколько я разбираюсь в Галахе (еврейском Законе), Талмуде, Агаде… Откуда тебе знать, что есть, чему завидовать?
Он ответил:
— Но ты ведь умеешь читать шрифт Раши[v]…
В тот момент я понял: а ведь он прав! Миллионы евреев в мире вообще не знают еврейских букв. Как же нужно благодарить Творца за то, что Он удостоил нас знать святой язык! А среди миллионов евреев, говорящих и пишущих на иврите, — сколько могут прочесть текст, набранный шрифтом Раши? Сколько знают, как учить Мишну, или могут пройти лист Гмары?
Сотни тысяч наших братьев-евреев в Израиле не знают установленный порядок молитвы. Им неведомо, что такое субботняя трапеза, атмосфера праздника и его святость. Как же счастливы мы и прекрасен наш удел! Спасибо Всевышнему за каждую крупицу знаний, за каждый шаг и каждую пройденную ступень!
Важно стремиться к большему, «хотеть еще», трудиться и, с Б-жьей помощью, достигать. Но прежде всего будем благодарны за то, что уже есть, за сокровища, которые мы уже приобрели. Иначе можем оказаться неблагодарными… Будем говорить спасибо за прошлое и настоящее и — исполненные благодарности — просить о будущем.
Каждый из нас получает великие дары от Отца Небесного: здоровье, семью и детей, счастье, достаток, успех… Проблема в том, что мы воспринимаем всё это как само собой разумеющееся и не всегда помним, что необходимо благодарить Всевышнего за Его милосердие к нам…
Один человек купил лотерейный билет. Когда были разыграны призы, ему позвонили и сообщили, что он выиграл миллион шекелей! Не хватит слов, чтобы описать его радость. Если после такого известия его сын, например, случайно разобьет окно, разве этот убыток сможет омрачить радость выигравшего?
Самый большой дар, который Всевышний дал нам, — это сама жизнь. Здоровый человек, который может дышать собственными силами, ходить своими ногами и смотреть своими глазами, — это и есть главный «миллионер»!
Почему же в таком случае любая проблема или трудность может лишить нас спокойствия и радости, испортить настроение?
Так происходит только потому, что мы не умеем достаточно ценить дар Творца мира — саму жизнь в этом мире! Нужно благодарить за каждый вдох и выдох. Слава Б-гу, я дышу!
Один человек поднялся на башню Азриэли, чтобы полюбоваться прекрасным видом, открывающимся оттуда. Но, к несчастью, в восторге слишком сильно перегнулся через решетку и, не удержавшись, полетел вниз…
Пока летел, он поклялся, что если останется жив, то пожертвует огромную сумму ешивам и на благотворительность:250 000 ешиве «Порат Йосеф», 50 000 организации «Хасдей Наоми», 100 000 организации «Арахим» и еще 150 000 на «Идабрут».
Когда он уже готовился соприкоснуться с асфальтом, в том месте проехал грузовик, груженный мягкими матрасами. Человек упал на них — и не получил ни царапины.
Убедившись, что уцелел, он поднял глаза к Небесам и произнес: «Большое спасибо, Создатель мой, но в итоге я справился сам».
Сказали наши мудрецы, что в Будущем мире все жертвоприношения будут отменены, кроме благодарственного. Ведь тогда истина раскроется и не останется места для лжи. А значит, мы сами поймем, что каждый день нужно говорить Творцу мира спасибо за все чудеса, которые Он постоянно совершает для нас…
Иногда мы воспринимаем это как рутину и как «естественный ход событий». Лишь заболев, не дай Б-г, человек начинает ценить здоровье, которым обладал. Чтобы ценить здоровье, не болея, можно заглянуть в больницу и увидеть страдания больных… Так мы почувствуем, насколько важно благодарить Творца за каждый день и каждый час.
Есть еще один оригинальный способ, позволяющий пробудиться и ощутить благодарность Б-гу за здоровье: связать лентой пять пальцев руки на несколько минут и посмотреть, насколько сложно будет функционировать в привычном режиме. Это бывает трудно выдержать даже короткое время, и «экспериментатор» развязывает ленту.
Если у человека, не дай Б-г, отказывает печень или ему требуется пересадка какого-то другого органа, он готов отдать всё свое состояние, лишь бы снова стать здоровым. Значит, здоровый человек — и так уже «миллионер» или «миллиардер»! Он способен видеть, слышать, есть и ходить, он свободен и счастлив.
Сказано, что слово עשיר (ашир, «богатый», аин-шин-йуд-рэйш) является аббревиатурой следующих слов: עיניים (эйнаим, «глаза»), שיניים (шинаим, «зубы»), ידיים (йадаим, «руки»), רגליים (раглаим, «ноги»).
Еще говорят наши мудрецы (Дварим Рабба 2:37), комментируя стих «Всякая душа (человеческая) да хвалит Господа…» (Тэилим 150:6), что человек обязан благодарить Б-га за каждый вздох! (Маайан а-Шавуа, Эмуна Брура)
[i] Раби Хаим-Йосеф-Давид бар-Ицхак-Зрахья Азулай (рабейну ХИДА; 5484-5541 / 1724-1806; Иерусалим, Европа, Турция, Египет, Хеврон, Италия — Ливорно) — выдающийся законоучитель, каббалист и историк еврейской мысли.
[ii] Раби Яаков-Цви Рабинович (раби Яаков-Цви из Порисова / Парысова; ум. в 5649 / 1888, Польша) — хасидский наставник (адмор, цадик), второй в Парысовской династии, автор книги «Атара лэ-Рош Цадик». Ученик раби Иссахар-Дова из Радошице.
[iii] Раби Иссахар-Дов (Бер) Барон (Святой Старец из Радошице, Саба Кадиша; 5525-5603 / 1765-1843, Польша) — хасидский наставник и чудотворец, основатель Радошицкой династии. Книгу о нем — «Нифлаот а-Саба Кадиша» — составил один из его потомков по рассказам современников.
[iv] Аврех — сегодня так называют женатого человека, который всецело посвящает себя изучению Торы. Аврехи, как правило, учатся в специальном учебном заведении — «колеле». Само слово «аврех» — из Торы, так выкликали перед колесницей Йосефа, оказывая ему почет, когда Фараон сделал его вторым человеком в царстве (Берешит 41:43).
[v]Ктав Раши — шрифт с особым начертанием некоторых букв, письменный шрифт евреев Испании. Использовался с эпохи Средних веков, был принят, в основном, в сефардских общинах. Когда комментарий Раши (Рабейну Шломо Ицхаки) к Торе был впервые отпечатан в типографии, он был набран этим особым шрифтом, чтобы его нельзя было спутать с самим текстом Торы. Таким шрифтом печатаются сегодня многие комментарии к священным текстам.
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский