«И сказал Господь Моше: взойди ко Мне на гору и будь там» (Шмот 24:12).
На первый взгляд, непонятно: если Моше поднимется на гору, разумеется, он там и будет. Почему «добавлены» слова «и будь там»?
В этих словах содержится урок для каждого из нас: даже если человек сумел достичь определенного уровня в Торе и богобоязненности, ему еще нужно сохранить этот уровень… Как сказал царь Давид: «Кто (достоин) взойти на гору Б-га, и кто — встать в месте святом Его?» (Тэилим 24:3).
Мидраш (Берешит Рабба 97) приводит в пример рыб: хотя они живут в воде — в реках, океанах и морях, заполняющих две трети мира, когда идет дождь, они приходят в восторг и буквально выпрыгивают навстречу каждой новой капле воды, падающей с Небес.
Там сказано: «Как эти рыбы — они выросли в воде, а когда падает одна капля сверху, принимают ее с такой жаждой, как будто не пробовали вкуса воды во все дни свои, — так и евреи: они выросли с Торой, а услышав новое толкование, принимают его с (такой) жаждой, (как будто не учили Тору во все дни свои)».
В книге «Оцрот а-Тора»[i] приводится следующий случай. Один человек пришел к гаону раву Хаиму Каневскому[ii] и спросил:
— У меня дома стоит аквариум с рыбками, и когда я устроил им «дождь» из маленького распылителя, рыбки даже не пытались прыгать навстречу каплям. Они рвутся только навстречу корму, когда я им сыплю.
Рав ответил ему:
— В природе рыбы находятся в таком огромном водном пространстве, что становятся большими знатоками воды. Благодаря гигантским морским просторам у них возникает представление о различном качестве, свойствах и важности воды. Поэтому каждая капля, которая присоединяется к этой массе, становится чрезвычайно значимой! А восприятие аквариумных рыб намного более ограничено. Им кажется, что весь мир сводится к небольшой стеклянной коробке, в которой они пребывают, поэтому они не ценят воду и не понимают ее значения. И новая капля, падающая в неглубокую и неширокую коробку, где они живут, ничего для них не меняет.
Те, кто любит Тору, кого она притягивает, знают, насколько важно ее непрерывное изучение. И высоко ценят каждое новое толкование ее стихов, каждое новое понимание Гмары и комментариев. Чем больше человек погружен в Тору, тем больше открывается ее глубине — и она приобретает для него иное, новое значение.
Чтобы достичь любви к Торе, нужно отдавать ее изучению все силы и зачастую отказываться от других желаний. Но тот, кто стремится преуспеть в учебе, получает великую помощь Небес. Как сказали наши учителя (Мегила 6 б): «Если скажет тебе человек: …“Я старался и нашел” — верь»[iii].
Один парень пришел к гаону раби Аарону-Йеуде-Лейбу Штейнману[iv] со странным вопросом:
— Любите ли вы стейк?
— Что это? Я не знаю! — ответил раввин.
— Это очень вкусное мясо, — объяснил парень и продолжил: — А любите ли вы мороженое?
— Не знаком с этим блюдом, — ответил рав Штейнман.
Гость понял, что раввин совершенно не заинтересован в удовольствиях нашего мира, поэтому отказался от предисловий и перешел к самому вопросу:
— Я уже несколько лет учусь в ешивах, но не чувствую вкуса к учебе. И хотя все говорят мне, что Тора сладка, я этого не ощущаю.
Теперь вопросы начал задавать рав Штейнман:
— Какая пища самая сладкая в мире?
— Мед, — ответил парень.
— Есть ли кто-то в мире, кто скажет, что мед не сладкий?
— Только если он сошел с ума, — сказал ученик.
— Необязательно, — заметил рав. — Даже душевно здоровый человек может счесть мед горьким, если у него язвы во рту. Из-за них он чувствует горечь. Я вас близко не знаю, но, может быть, у вас имеются «духовные язвы»… Может быть, что-то связанное с нарушением запретов злословия, сплетен, некошерной пищи. Может быть, вы смотрели на что-то запретное, и теперь это не дает вам ощутить вкус учебы.
А вот история о юноше по имени Шмуэль, который проделал долгий путь из Вены в польский город Люблин — на вступительный экзамен в ешиву «Хохмэй Люблин», которой руководил гаон раби Меир Шапиро[v].
— Думаю, что для тебя будет лучше учиться в другой ешиве, — сказал ему раби Меир, проверив его знание талмудической темы (сугии).
Юноша был разочарован, но с пониманием принял ответ рава… Поезд в Вену отправлялся лишь через два часа, поэтому Шмуэль сел в углу бейт-мидраша (дома учения) и погрузился в учебу, чтобы не терять времени.
Глава ешивы увидел его за книгой и подумал, что молодой человек, быть может, не понял его. Поэтому он подошел к нему и повторил:
— Сын мой, ты понял, что ты не принят в нашу ешиву?
— Да, понял, — встал парень перед главой ешивы. — Просто мой поезд будет только через два часа. Жалко тратить это время впустую.
Тогда рав увидел, что этот юноша одарен любовью к Торе, и сообщил:
— Я изменил свое решение! Ты принят в ешиву. Тот, кто наделен такой любовью к Торе, вправе учиться с нами.
Вскоре этот парень стал любимым учеником главы ешивы. Рав следил, чтобы ученики вовремя шли спать — чтобы у них не истощались силы для учебы. Поэтому вечером обычно гасил свет в бейт-мидраше. Но однажды ночью он услышал мелодичный голос, доносящийся из бейт-мидраша. Рав вошел и увидел Шмуэля, который стоял у окна и учился при свете Луны.
— Почему ты не спишь?
— Увы, я не так талантлив, как остальные, и чтобы успеть то, что успевают они, мне приходится учиться и по ночам.
Этот искренний ответ растрогал главу ешивы, и он дал ученику благословение:
— За то, что ты учишься так поздно ночью, да еще и стоя, Б-г даст тебе силу, и у тебя будут сильные и здоровые ноги всю жизнь!
Впоследствии Шмуэль стал учителем целого поколения. Это не кто иной, как рав Шмуэль а-Леви Вознер[vi]. На склоне лет он рассказал эту историю и добавил, что удостоился дожить до старости, сохранив ноги здоровыми, и что благословение главы ешивы «Хохмэй Люблин» — раби Меира Шапиро — подействовало так, что ему даже палка для опоры при ходьбе не нужна. (Ма Ахавти Торатэха)
[i] «Оцрот а-Тора» — книга, составленная равом Элияу-Хаимом Коэном, нашим современником, по порядку недельных глав; в ней приводятся изречения, реальные истории и притчи великих мудрецов поколений.
[ii] Рав Хаим Каневский (1928-2022 / 5688-5782 Белоруссия, Эрец-Исраэль — Израиль) — мудрец Торы, духовный лидер нашего поколения и выдающийся законоучитель.
[iii] «Сказал раби Ицхак: если скажет тебе человек “я старался — и не нашел” — не верь; “я не старался — и нашел” — не верь, “я старался и нашел” — верь. Это в том, что касается Торы. Успех же в повседневных делах — это целиком помощь Свыше».
[iv] Раби Аарон-Йеуда-Лейб Штейнман (5675-5778 / 1913-2017, Белоруссия, Швейцария, Земля Израиля — Израиль) — мудрец Торы, духовный лидер последнего поколения. Один из глав знаменитой ешивы Поневеж, руководил также ешивами «Гаон Яаков» и «Орхот Тора». Оказал огромное влияние на развитие еврейской жизни в Израиле и в диаспоре, в том числе и среди русскоязычных евреев. В 2000 году стал почетным президентом московской ешивы «Торат-Хаим». Один из основателей организации «Толдот Йешурун». Всегда подчеркивал, что важнейшая заповедь нашего поколения — возвратить свет Торы русскоязычному еврейству. К нему ежедневно приходили сотни людей, чтобы посоветоваться. Несмотря на преклонный возраст и усталость, он стоя принимал всех посетителей и никогда никому не отказывал.
[v] Раби Меир бар-Яаков-Шимшон Шапиро из Люблина (5647-5694 / 1887-1933) — выдающийся законоучитель, инициатор проекта даф йоми («ежедневный лист» — синхронное изучение Талмуда во всех общинах еврейского мира). Возглавлял польское отделение «Агудат Исраэль» (всемирной конфедерации «харедимных» общин), был депутатом польского Сейма, представляя там интересы еврейского населения. Глава раввинского суда в Люблине и основатель знаменитой ешивы «Хохмэй Люблин».
[vi] Раби Шмуэль а-Леви Вознер (Шевет а-Леви, 5673-5775 / 1913-2015, Австрия, Польша, Эрец-Исраэль — Израиль) — один из крупнейших раввинов современности и духовных лидеров еврейства, выдающийся руководитель нашего поколения, в том числе всех хасидских общин. Один из крупнейших галахических авторитетов, издавший постановления по ряду вопросов, связанных с современными технологиями; глава одного из самых авторитетных религиозных судов. Воссоздал ешиву «Хохмэй Люблин», продолжающую традиции знаменитой ешивы раби Меира Шапиро из Люблина.
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Когда человек предстает перед судом, его спрашивают: “Торговал ли ты честно? Уделял ли время Учению? Исполнял ли приказанное плодиться и размножаться? Ожидал ли ты спасения? Изучал ли остроту мудрости? Старался ли понять одно из другого? И если даже на все ответил утвердительно, то хорошо, если страх пред Всевышним — его сокровищница, а если нет, то плохо”
Рав Берл Набутовский
Каков первый шаг к подчинению самому себе?
Рав Даниель Маршальский
Зачем нужен страх?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Экев»
Рав Реувен Куклин
Меня этому никто никогда не учил?..
Эстер Оффенгенден,
из цикла «Песнь песней»
Рав Ашер Кушнир
Я изучаю каббалу уже лет 5…
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Глава из классической книги по мусару (этике) — «Орхот цадиким». «Стыд — это великая препона и железная стена, установленная перед всеми преступлениями».
Рав Цви Патлас,
из цикла «Пути жизни «Орхот Хаим»»
Рав Овадья Климовский
Как сделать так, что бы движущей силой развития был всё-таки не страх, а что-то более приятное?
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Месилат Йешарим, перевод одноименной книги раби Моше Луцатто»
Большинство сообразительных, умных и острых разумом людей строят свое образование, в основном, на тонкостях различных наук
Рав Яков Шуб