«Сами пойдите, берите себе солому…» (Шмот 5:11). Моше и Аарон приходят к фараону и просят отпустить сынов Израиля служить Святому, благословен Он. Фараон насмехается над ними: «Кто Господь, чтобы я послушал голоса Его?..» (там же, стих 2). Видимо, вы трудитесь недостаточно усердно, если можете тешить себя иллюзией свободы. «Ленивы вы, ленивы…» (17). «Пусть тяготеет работа над этими людьми, и да занимаются ею. И да не увлекаются пустыми речами» (9). И, наконец: «А теперь пойдите, работайте, и солома вам дана не будет, а положенное число кирпичей давайте» (18). Пойдите, берите себе солому!
Тяжкий приговор прозвучал для евреев — продолжать выполнять ежедневную норму по кирпичам, но теперь еще и самим собирать солому для них. В первый день солома еще находилась близко от места работы, на второй день пришлось идти дальше, чтобы найти ее, на третий — еще дальше…
А Всевышний наблюдал за этими истязаниями и всё «фиксировал». За каждое действие будет дан отчет, за всё будет взыскано в точности, по принципу «мера за меру». Раби Бахье[i] пишет об этом следующее: «Фараон сказал: “пойдите (лэху), берите солому”, и это же слово возвестило о его (Фараона) наказании: “И отводил (ва-йолэх) Господь море” (Шмот 14:21)» — море сомкнулось и египетское войско погибло.
Нужно понять: какая разница, какое слово использовал Фараон? А если бы он не сказал «пойдите», разве его кара была бы легче? Впрочем, в этом лэху слышна нота пренебрежения, и за это он также был наказан! Мы видим, что на Небесах судят не только за само действие во всех его деталях, но и за каждое слово, связанное с этим действием.
Это верно, и когда речь идет о наказании за грехи, и когда речь идет о награде за добрые дела, за выполнение заповедей. Тот, кто утешает бедняка добрыми словами, делает больше, чем тот, кто подает ему милостыню. И не обязательно это должен быть бедняк. Каждый человек нуждается в том, чтобы его оценили, в добром слове, комплименте и ободрении.
За то, что мы с помощью слов выражаем сочувствие другим, оказываем им уважение, подчеркиваем их ценность, нас ждет великая награда. Как сказал пророк: «И отдашь голодному душу твою, и душу измученную насытишь, тогда засияет во мраке свет твой и мрак твой — как полдень. И будет водить тебя Господь всегда, и насыщать в засухи душу твою, и кости твои укрепит, и будешь ты как сад орошенный и как источник, воды которого не иссякают. И застроят (потомки) твои развалины вековые, основания минувших веков восстановишь и будешь назван восстановителем разрушенного, возобновляющим пути, чтобы обитать» (Йешаяу 58:10-12).
Пророк перечисляет одиннадцать вечных благословений, предназначенных тому, кто поддержит ближнего словом.
Насколько же внимательно надо взвешивать каждое свое слово! (Меа у-Штаим Сипурим)
[i] Раби Бахье бар-Ашер Ибн-Халава (умер ок. 5100 /1340) — один из наиболее значительных комментаторов Пятикнижия, ученик Рашбы. Его подход отличался особой универсальностью: в своем комментарии он приводит многочисленные древние мидраши (некоторые из них дошли до нас лишь благодаря ему), философские обобщения, раскрывает каббалистические подтексты.
Вчера, отвечает Хана Лернер
24 июля, отвечает Ципора Харитан
22 июля, отвечает Рика Гдалевич
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Коэн Пинхас бен Элазар бен Аарон заслуживает награды за смелое поражение Зимри
Рав Овадья Климовский
Куда смотрел Пинхас на войне с Мидянитянами и почему не на него разгневался Моше? Что говорят комментаторы?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Пинхас»
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смысл имени Пинхас и качества этого человека проливают свет на его биографию. Всевышний вознаградил Пинхаса за ревность.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Основные моменты нынешней недельной главы через призму документальных историй.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Исток»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Завет между человеком и Б-гом является самым гармоничным в мире союзом. Мир между людьми возможен только тогда, когда они находятся в мире с Б-гом.
Рав Ефим Свирский
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы