Темы: Ваехи, Оцарот, Еврейская молитва, Рассказы
«И сказал Исраэль Йосефу…Я же дал тебе… один участок, который я взял из рук Эморийца мечом моим и луком моим» (Берешит 48:21, 22). Слова «мечом и луком» Ункелос[i] перевел как «молитвой моей и просьбой моей». Это дает нам представление о силе молитвы.
Что сказано в книге «Ховот а-Левавот»[ii] о молитве? Напомним: это не просто классический труд по еврейской этике. Эта книга, «получившая одобрение» Самого Всевышнего. Наш учитель раби Йосеф Каро[iii] писал, что ангел (магид)[iv], являвшийся ему, передал повеление изучать каждый день очередной отрывок из этой книги.
Автор «Ховот а-Левавот», говоря о молитве, приводит поучительную притчу:
Царь сообщил одному из своих князей, что на следующий день будет в его городе и заедет к нему на пир. Князь обрадовался и подготовил поистине царский прием. Однако вспомнил, что еще месяц назад договорился с друзьями отправиться в этот день в путешествие. Он поехал с друзьями, как договорился, а жене и детям велел принять царя в свое отсутствие с великими почестями.
На следующий день царь, как и собирался, приехал в дом князя и был торжественно принят хозяйкой. Напрасно царь пытался отыскать глазами хозяина дома... Женщина смутилась: «У мужа еще месяц назад было назначено на этот день очень важное дело, поэтому он не мог остаться дома, но для Вашего Величества мы приготовили самый лучший пир, какой только могли…»
Автор книги спрашивает: как в этом случае поступит царь? Неужели можно подумать, что он станет пировать в доме князя, когда тот отсутствует?
Смысл этой притчи прост. Человек приходит на молитву, но — «в каком составе»? Приходят его глаза, ноги, руки, туловище, язык — а вот сердце остается дома.
Об этом сказали наши учителя (Мидраш Шмуэль 2:15): «Молитва без намерения — как тело без души». Передают слова святого Ари[v] (Ликутэй Тора, Экев), что действие без намерения — пустой сосуд, поскольку главное — это мысль. Если человек приходит в синагогу, раскачивается и шепчет установленные слова, — это не будет считаться молитвой, покуда сердце его не с ним, как сказано у пророка Йешаи: «…устами своими и губами своими чтил Меня, а сердце свое отдалил от Меня» (Йешая 29:13).
Наш учитель раби Йосеф Каро постановил в своем кодексе Шулхан Арух (Орах Хаим 98): «Молящийся должен сосредоточиться в сердце на смысле слов, которые произносит, и представлять, будто Шхина (Б-жественное присутствие) пред ним, и отбросить все докучающие ему мысли — пока его мышление и намерение не останутся чистыми в молитве. И пусть представляет, как будто он говорит пред царем из плоти и крови: ведь тогда бы он говорил упорядоченно и был бы сосредоточен на своих словах, как полагается, чтобы не ошибиться. Тем более (следует ему так поступать) — пред Царем царей над царями, Святым, благословен Он, Которому ведомы все помыслы».
Сказано в Тэилим (102:1): «Молитва страдальца (буквально — “бедняка”), когда ослабевает (йаатоф[vi]) он и пред Господом изливает (душу) в жалобе своей». Молясь, мы должны чувствовать, что без приближения к Творцу мы — страдальцы, бедные и слабые. «Йаатоф» также — «упаковывает»: бедняк собирает все свои проблемы вместе, в одной «упаковке» (атифа) и изливает горечь, накопившуюся в сердце, перед Б-гом.
Вспомним известную притчу о царе, который открыл свои сокровищницы, позволив каждому из подданных взять оттуда любой предмет — или высказать любую просьбу.
Один взял золотой слиток, другой попросил отомстить его врагам, третий — разрешение расширить свой дом. Каждый просил о том, что было для него очень важно. А один мудрец попросил царя: «Я хочу каждый день видеться с вами, хотя бы пять минут».
Царь откликнулся на эту скромную, на первый взгляд, просьбу. Однако на самом деле она заключала в себе ВСЕ мыслимые просьбы: ведь мудрец постепенно подружился с царем настолько, что мог просить о чем угодно — и получать желаемое.
У каждого еврея есть возможность встретиться с Царем. И не с царем из плоти и крови, который сегодня здесь, а завтра в могиле, а с Царем мира, Который правит всем. И не один раз в день, а три. Это — три установленные встречи, но можно обращаться к Нему и беседовать с Ним и в любое другое время. Разве можно представить себе что-то более глупое, чем пренебрежение этими встречами, благодаря которым можно существенно улучшить свое материальное и духовное состояние?
Раби Менахем-Мендель из Ворки[vii] говорил: «Чем разрывать свои одежды (в знак скорби), пытаясь добиться милосердия от человека из плоти и крови, лучше разорвать сердце в молитве и заслужить милосердие Небес!»
В своей книге «Пнинэй Хаим» гаон раби Хаим Авиталь рассказывает: у его друга долгое время была некая проблема со здоровьем. Но однажды друг пришел к нему помолодевший и сияющий.
— Кажется, тебя можно поздравить? — спросил его раби Хаим.
Друг подтвердил: он выздоровел!
— Ты обратился к профессору из Англии, о котором мы говорили?
— Нет.
— А, значит, тот медицинский консультант нашел для тебя подходящий вариант?
— Нет.
— Ты всё-таки получил деньги на операцию из благотворительного фонда клиники? Или тот твой бизнесмен тебя выручил?
— Снова нет.
— Ну, сдаюсь! Рассказывай, к кому ты обратился?
— Я обратился к Отцу Небесному, это Он мне помог!
Раби Хаим пишет, что ему в тот момент стало стыдно, что он не подумал об этом — хотя бы как о возможности…
Иногда, прилагая чрезмерные усилия к решению проблемы, мы забываем, к кому нужно обращаться прежде всего! У нас ведь есть Отец — «Мультимиллиардер», Всемогущий Царь!
Прежде всего — молиться и полагаться только на Б-га, как сказали наши мудрецы (Брахот 32): «Если человек видит, что его молитва осталась без ответа, пусть молится снова, как сказано: “Надейся на Господа, мужайся, и да будет сильным сердце твое, и надейся на Господа” (Тэилим 27:14)» Отец наш, Царь наш, сжалься и смилуйся над нами и открой врата Небес нашим молитвам! (Ма Ахавти Торатэха)
[i] Ункелос (Ункулос, Онкелос; ок. 3790-3910 / ок. 30-150) — праведный гер, переводчик Торы на арамейский язык (а по некоторым версиям, также и на древнегреческий).
Происходил из римской императорской семьи; был племянником императора Адриана, подавившего восстание Бар-Кохбы и преследовавшего знатоков Торы. Ункелос учился у великих мудрецов поколения (раби Элиэзера, раби Йеошуа и раби Акивы) и в своем переводе Торы запечатлел Устную Традицию в их интерпретации.
[ii] «Ховот а-Левавот» («Обязанности сердец», 4840 /1080) — знаменитый этический трактат, посвященный путям совершенного служения Творцу. В книге исследуются те заповеди Торы, которые человек выполняет мысленно — в своем сердце. Автор — раби Бахие бар-Йосеф Ибн-Пакуда (Рабейну Бахие или Бехайе, Бахье, Бахья; 11 век, Сарагоса) — выдающийся представитель еврейской этической мысли, поэт и философ.
[iii] Раби Йосеф бар-Эфраим Каро (Мехабер; Маран; 5248-5335 / 1488-1575; Испания — Португалия — Турция — Эрец-Исраэль), величайший из законоучителей всех поколений. Автор самого авторитетного кодекса еврейского Закона — Шульхан Аруха.
[iv] Раби Йосефу Каро на протяжении более чем 35 лет являлся ангел-магид (что-то вроде наставника). Поучения, которые раби Йосеф Каро удостоился услышать из его уст, он собрал в своей книге «Магид Мейшарим» («Сообщающий истину»). Об этом ангеле пишут и другие мудрецы того поколения. Раби Шломо Алькабец рассказывает, как однажды тот явился не только раби Йосефу Каро, но и его ученикам, которые вместе с учителем изучали Тору в ночь праздника Шавуот (по-видимому, в 5295 / 1535 году). Раби Алькабец был одним из этих учеников. Известно, что раби Йосеф Каро с великим прилежанием изучал Мишну. И ангел, когда открылся ему, сказал: «Я — Мишна, которая говорит из твоего горла».
[v] Раби Ицхак бар-Шломо Лурия Ашкенази (Ари а-Кадош; Аризаль; 5294-5332 / 1534-1572, Иерусалим — Каир — Цфат) — величайший праведник, чудотворец и знаток сокровенных разделов Торы.
[vi] Глагол «лаатоф» (לעטוף) означает как «закутывать», «обертывать», «упаковывать», так и «ослабевать от голода».
[vii] Раби Мордехай-Менахем-Мендл Калиш (1819-1868/5579-5628), второй адмор (хасидский наставник) из Ворки (Варка, Центральная Польша).
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Меир Мучник
Почему Авраам скорбел по Саре и оплакивал ее?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Реувен Куклин
Почему Ицхак сначала привёл Ривку в шатёр, а потом взял её в жёны?
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Овадья Климовский
Могло ли такое важное событие, как присвоение другого имени Агари, не войти в описание Торы?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Ефим Свирский
Рав Реувен Куклин
Что говорят комментаторы?