Темы: Недельная глава, Толдот, Оцарот, Рассказы
«А потом вышел брат его, держась рукою за пяту Эсава» (Берешит 25:26).
Конфликт между Яаковом и Эсавом был связан с вопросом о том, кто из них первым вышел из чрева матери. У Эсава в этой борьбе было преимущество — ведь, в конце концов, именно он первым вышел в этот мир и ему принадлежало первородство. Зачем тогда Яаков держался за пяту брата? Что он надеялся выиграть таким образом? Ведь свершившегося уже не изменить — Эсав действительно вышел первым!
Ответ нам поможет понять следующая история.
Когда гаон раби Йосеф-Шломо Каханман[i] основал свою знаменитую ешиву в литовском городе Поневеж, ему удалось приобрести здание для нее очень недорого. Изначальная цена была сто тысяч рублей, а теперь его продавали всего за пятьдесят.
Продавцу срочно требовались деньги, поэтому он снизил цену. Однако взамен поставил жесткое условие: пять тысяч наличными передать немедленно, а остальное — в течение месяца. Если оставшаяся сумма не будет уплачена в срок — до девяти утра такого-то числа, — сделка отменяется, а пять тысяч остаются у продавца в качестве компенсации.
Не видя иных вариантов, Поневежер Ров принял эти условия. Он знал, что это редкая возможность, которую упускать нельзя, и положился на то, что Свыше ему помогут достать оставшуюся сумму, а сам он приложит все усилия, чтобы собрать деньги.
Он тотчас взялся за дело, но — словно сам Сатан делал все его усилия бесполезными. Время шло, срок платежа приближался, а у раввина не было даже рубля.
На следующее утро следовало внести всю сумму. Ситуация выглядела безнадежной. Как в течение последних нескольких часов достать сорок пять тысяч рублей, которые не удалось собрать за целый месяц?
В тот день раби Йосеф-Шломо пришел к своему тестю — гаону и главе суда в Вилькомире — и тот стал резко упрекать его за то, что, пойдя на неоправданный риск, он потерял свои деньги:
— Как ты мог рисковать такой суммой и брать на себя обязательство, которое не в силах выполнить?!
Раби Йосеф-Шломо был очень расстроен, чувствовал себя беспомощным. Он попытался найти утешение в изучении святой Торы, которая всегда была отрадой для его души.
Из дома тестя он поспешил в бейт-мидраш (дом учения). До полуночи разбирался в хитросплетениях Галахи (еврейского Закона), а затем закрыл Гмару и отправился домой. И вдруг видит, что возле двери его ждут два известных состоятельных торговца.
— Мы уже два часа ждем уважаемого рава! — заявили они. — Наши дети вступают в брак, и приданое невесты составляет сорок пять тысяч рублей. Эту сумму мы хотели бы отдать на хранение Вам, пока не наступит день свадьбы.
Услышав это, рав был потрясен. Сердце его наполнилось радостью. Он ответил торговцам:
— Я готов принять деньги на хранение, но при условии, что смогу пользоваться ими в течение трех месяцев. Если вы согласны — отлично, а если нет — поищите себе другого поручителя.
Торговцы согласились, попросили раввина благословить их и пошли домой.
На следующий день в девять утра Поневежер Ров предстал перед продавцом и передал ему остаток суммы. С этого момента здание стало полноценной собственностью ешивы.
Прошло несколько дней, и торговцы вновь пришли к раввину. С горечью они сообщили, что помолвка расторгнута и теперь они хотят получить обратно свои деньги.
— Деньги свои вы получите, — ответил раввин. — Но, согласно нашему договору, у меня есть право пользоваться ими в течение трех месяцев. На данный момент эта сумма находится не у меня, но если вы придете через три месяца, я отдам всё до последней копейки.
За три месяца раби Йосефу-Шломо удалось собрать деньги и вернуть этим людям всю сумму.
Торговцы сами не понимали, как у них возникла идея такой свадьбы и тем более — как их дети сначала решили пожениться: они слишком по-разному смотрели на многие вещи. Так что стало понятно: мысль породниться была послана этим людям Свыше — только чтобы помочь раввину приобрести здание для ешивы.
Эта история — еще одно подтверждение того, что когда речь идет о духовности и о служении Б-гу, не нужно слишком вдаваться в расчеты. Человеку следует сделать то, что от него зависит, и двигаться вперед, даже если кажется, что эту битву ему не выиграть.
Если бы Поневежер Ров стал заранее прикидывать, получится ли у него собрать сорок пять тысяч рублей за месяц, учел бы, как велик риск, вероятно, он не стал бы заключать сделку. И неизвестно, как бы это сказалось на судьбе ешивы. Но поскольку он действовал ради достижения такой важной цели, не просчитывая вероятностей, с Небес ему послали помощь и спасение.
Адмор из Лелова[ii] объясняет: так же действовал и наш праотец Яаков. Он знал: раз Эсав первым вышел из чрева матери, война с ним уже проиграна. Но поскольку от права первородства зависел весь дальнейший духовный путь Яакова, он не стал рассчитывать и взвешивать шансы и риски.
До последнего момента он делал то, что было в его силах, не считаясь с обстоятельствами. Выйти на свет раньше брата он не мог, но схватить его за пятку и чуть-чуть задержать оказалось вполне возможно. Именно так он и поступил.
Изначально Эсав получил право первородства, но в дальнейшем история пошла так, что это право было «продано» Яакову. Кажется, что между этими событиями нет связи, однако на самом деле усилия Яакова и его решимость сделать всё от него зависящее помогли ему удостоиться этого права. (Лэламедха)
[i] Раби Йосеф-Шломо Каханман (Поневежер Ров, 5648-5729 / 1888-1969, Литва, Эрец-Исраэль — Израиль) — глава знаменитой Поневежской ешивы в Литве до Второй мировой войны, основатель израильской Поневежской иешивы, глава Совета знатоков Торы, депутат Народного сейма Литовской Республики 2-го созыва.
[ii] Хасидский «двор» в галицийском городе Лелове был основан раби Давидом Бидерманом в 5575 / 1815 году. В 5611 / 1850 раби Моше из Лелова и его сын раби Элазар-Мендель со своим шестилетним сыном Давидом-Шломо переселились в Иерусалим. Леловский хасидизм стал частью старого ишува, а раби Давид-Шломо бар-Элазар-Мендель Бидерман — одним из руководителей хасидской общины Иерусалима. Сегодня центр Леловского хасидизма находится в Бейт-Шемеше.
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский