«Слушай же гласа Господа, Б-га твоего, и исполняй заповеди Его и уставы Его, которые я заповедую тебе ныне» (Дварим 27:10).
Не секрет, что в нашем поколении люди более поверхностны, в большей мере открыты чуждым влияниям, чем в прошлых поколениях. Одна из важных задач еврея сегодня — формировать свой разум и сознание в целом в соответствии с взглядом Торы (даат Тора)[i]. С их помощью мы сможем властвовать и над чувствами. Нам следует беспрекословно слушать даат Тора и выстраивать всю систему наших взглядов в соответствии с ней, а не в соответствии с «модными веяниями».
Главная причина падения человека в духовной и материальной сфере — мысль «как на меня смотрят?»
Но важно знать: прежде чем думать, как мы выглядим в глазах окружающих, стоит подумать, как мы выглядим в собственных глазах. Насколько мы довольны собой? Насколько ценим себя и верим в то доброе, что в нас есть? А после этого уже можно обратиться вовне и узнать, что думают другие.
Комментарий «Сфат Эмет»[ii] объясняет, что разведчики не просто так сказали: «Там же видели мы исполинов, сынов Анака, из исполинов; и мы были в глазах своих саранчой, такими же были мы в их глазах» (Бемидбар 13:33). Если человек смотрит на себя как на саранчу, очевидно, другой будет видеть его таким же…
Но если человек будет ценить себя, смотреть на себя «как на ангела», видеть себя достойным, то и другие будут думать о нем так же. Ведь это то, что он знает о себе, во что он верит — и так он выглядит.
Мы, люди Торы, должны знать, что наша Тора — истинное учение, и гордиться самим фактом того, что представляем ее.
Один американский исследователь издал книгу, в которой было представлено 6000 собеседований, которые люди проходили, чтобы устроиться на работу, но в итоге работу не получили. В заключение автор пишет: все, кто проходил собеседование, — лжецы. Они говорили руководителю то, что он хотел услышать, а не то, что думали на самом деле! Еврей должен быть собой — говорить то, что думает, и не стесняться.
В Британии почти век назад раввином еврейской общины стал рав Якобович[iii], занимавший этот пост много десятилетий.
Как-то английская королева устроила грандиозный званый обед, на который были приглашены короли, графы и премьер-министры. Поскольку собирались представители многих стран, она попросила прийти и британского раввина. Рав Якобович написал ей: «Я еврей, и мне запрещено есть некошерную пищу, поэтому не могу принять участие в званом обеде». Королева написала ему вновь и попросила, чтобы раввин в точности указал, какой кашрут ему требуется, тогда она позаботится, чтобы еда была «правильной». Раввин понял, что уклониться не получится. Он пришел на обед, но увидел, что все тарелки выглядят одинаково.
Королевский эконом, организующий приемы, подозвал его, перевернул тарелку и показал, что она, а также все столовые приборы — совершенно новые. Раввин уселся за стол. Когда закончили есть первое блюдо, все присутствующие поднялись и стали меняться местами. Рав Якобович попросил соседа по столу объяснить, что происходит, и тот ответил, что так принято: перед подачей новых блюд все меняются местами.
Раввин стал думать о том, как выйти из неудобного положения, и решил ради соблюдения кашрута не стесняться. Он поднял салфетку вместе с тарелкой, бокалами и столовым прибором и перешел на другое место. Рядом с ним оказался нерелигиозный еврей, смотревший на действия раввина с презрением; он спросил:
— Что вы тут устраиваете со своей Торой? Посмотрите, как вы позоритесь! Взгляните на меня — я ем как все, и всё в полном порядке.
После второго блюда пришлось снова переходить на другое место, и опять рав Якобович перемещался вместе со всей посудой и салфеткой. Так он переходил с места на место четыре раза, а когда трапеза закончилась, встал и поблагодарил королеву.
Он уже уходил, когда его догнал принц и сказал:
— Знаете, что я наблюдал за Вами в течение всей трапезы? И должен признаться: моя мать — королева, я видел принцев, графов и глав правительств. Но если здесь есть кто-то, кого я уважаю больше других, так это вы, потому что вы верны своей правде!
Тот нерелигиозный еврей увидел, что принц выражает почтение раввину. Он подошел к собеседниками и, как ни в чем не бывало, сообщил, что он тоже еврей. Принц удивился:
— Что?! И вы еврей? Но вы ели то же, что и я! Какая у вас должность?
Принц записал сведения об этом человеке — и уволил его с работы…
Тот еврей пришел к раву Якобовичу и со стыдом признался:
— Я насмехался над вами, но, как говорят, хорошо смеется тот, кто смеется последним. Вы проявили упрямство ради своей истины и снискали уважение. А меня унизили. Ваше упрямство в соблюдении заповедей, ваш твердый характер оказались сильнее окружения. И даже сильнее меня, старавшегося «стереть» Тору и понравиться неевреям.
Сегодня чем больше расширяется внешний мир вокруг человека, тем сильнее сжимается его внутренний мир. Ведь у каждого из нас богатый внутренний мир: желания, мысли и страсти, любовь и ненависть. Но человек склонен похоронить собственные стремления и желания и начать любить то, что любят окружающие, ненавидеть то, что ненавидят окружающие.
Он сжимается, не оставляя самому себе даже четырех локтей тишины и правды, как пишет раби Исраэль из Саланта[iv]: «Человек живет с самим собой семьдесят лет, но иногда так и не узнает себя. Какой стыд и какое страдание, если человек прожил семьдесят лет, ни разу не присев напротив зеркала, чтобы поговорить с собой и спросить себя: кто же я?»
Есть рассказ о душевнобольном человеке, который ощущал, что стал мышью. Этот рассказ хорошо отражает динамику между нашим самовосприятием и тем, как нас воспринимают другие. Человека, «ставшего» мышью, отправили в психиатрическую лечебницу.
Через несколько месяцев интенсивного лечения появились признаки выздоровления, а затем больной и вовсе пришел в себя. Ему дали справку о том, что он находился на излечении, и отпустили домой. Но вскоре он прибежал обратно.
— В чем дело? — спросили его.
— Когда я вышел на улицу, то увидел кошку!
— И что? Увидел кошку, но ты же знаешь, что ты не мышь.
— Я-то знаю, что не мышь, — ответил душевнобольной. — Но что будет, если кошка об этом не знает? (Эмуна Шлема)
[i] Вот как объясняет это понятие рав Акива Татц: «Человек состоит из тела и души, а разум состоит из внешней, земной оболочки и внутреннего, духовного ядра… у нас нет подходящих слов для описания внутреннего разума, но… именно это ядро превращает каждого из нас в человека, еврея, неповторимую личность.
Внутренний разум — это сосуд знания, “даат”… “Даат” — это способность размышлять, взвешивать, принимать решения. Человек с высоким уровнем “даат” умеет правильно решать возникающие проблемы даже при полном равновесии аргументов “за” и “против”. “Даат Тора” и есть та уникальная, бесценная способность, благодаря которой знаток Торы находит правильный выход из любого положения, даже если все варианты кажутся равноценными, настолько его разум глубок и восприимчив». (Акива Татц, «Структура разума. Знание»)
[ii] «Сфат Эмет» — пятитомный комментарий на Пятикнижие, ставший аутентичным выражением хасидского мировоззрения. Автор — Раби Йеуда-Арье-Лейб бар-Авраам-Мордехай Алтер из Гуры (Сфат Эмет; 5607-5665 /1847-1905, Польша) — выдающийся знаток Талмуда и хасидский наставник. В книгу включен целый ряд толкований, полученных автором по цепи традиции от раби Ицхака-Меира из Гуры.
[iii] Раби Исраэль «Иммануэль» Якобович (Lord Jakobovits, барон Якобович; 1921-1999 / 5681-5759, Кенигсберг — Лондон) — главный раввин Объединения еврейских общин Великобритании, один из самых значительных специалистов в области «иудаизм и медицина» в 20-м веке.
[iv] Раби Исраэль бар-Зэев-Вольф Липкин (раби Исраэль Салантер, а-ГРИС, 5571-5643 / 1810-1883, Литва) — один их духовных лидеров своего поколения, основатель этического движения Мусар.
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский