«Эта маца, которую мы едим, — в память о чём?» (Пасхальная Агада)
В память о том, что наши предки прошли в Египте сорок девять врат нечистоты, опустились… Если бы они дошли до пятидесятых врат, то ассимилировались бы в Египте и исчезли. Поэтому Всевышний поспешил вызволить их прежде, чем они достигнут последней ступени, и вывел незамедлительно, так, что тесто, которое они замесили, не успело закваситься.
Поэтому нам заповедано во всех поколениях в Песах есть мацу, отказываясь от квасного. Чтобы помнить о союзе, который заключен между нами и Творцом и который не дает нам оторваться от Него. Даже если евреи оказываются на краю бездны, Б-г спасает их, выносит, словно на орлиных крыльях, и возвращает к Себе, согласно нерушимому обещанию: «…чтобы не был отторгнут от Него (совсем) отверженный» (Шмуэль II 14:14).
Творец не дает евреям окончательно упасть, полностью оторваться от корня. В конце концов, каждый, кто отдалился, вернется к корню, и «дни наши обновятся как древле» (Эйха 5:21).
Рабан Гамлиэль[1], сын раби Йеуды а-Наси, говорит: «Хорошо сочетать изучение Торы с дэрэх эрец (ремеслом/правильным поведением с людьми), ибо оба этих дела требуют напряженного труда, что отвлекает от греха» (Авот 2:2). Для человека хорошо изучать Тору и параллельно работать над своими качествами. Тот, кто стремится к совершенству, будет стараться продвинуться в обеих этих областях. Так можно одолеть злое начало и избежать греха.
Рабейну Бахье[2] желая показать, что человек не может достичь высокого уровня, если не исправит свои качества, сделал это с помощью примера из жизни (предисловие к «Ховот а-Левавот»):
Царь поставил двух человек на похожие, но различные должности. Один должен был отвечать за чистоту царского сада, второй — за чистоту дворца. Оба получили рабочие инструменты: первый — грабли, второй — метлу.
Различие между их обязанностями очевидно: у смотрителя сада есть время на отдых, поскольку саму землю чистить не нужно. Ему приходится только удалять мусор. Никто не ждет от него ночной работы, а в дождливые дни он просто смотрит на сад из окна. Но у того, кто следит за чистотой во дворце, не будет покоя ни днем, ни ночью, ни в жару, ни в холод.
Для выполнения заповедей есть определенное время: тфилин — утром, чтение Шма — вечером и утром и т. п. Есть время на отдых — как при работе с садом. Но работа над собой подобна поддержанию дворца в чистоте. Тело, которое дал нам Создатель, соединено с душой — частицей Б-га Свыше. Чтобы этот дворец был чистым, приходится трудиться постоянно. Если не проявлять бдительность, дурные качества «накапливаются» сами собой (Маайан а-Моэд).
[1] Рабан Гамлиэль бар-Раби — старший сын раби Йеуды а-Наси (главы Санхедрина, кодификатора Мишны), мудрец «переходного» (от мудрецов Мишны к мудрецам Талмуда) поколения. Сменил отца во главе Санхедрина, его ближайшими учениками были раби Ошая и раби Йоханан, руководители следующего поколения мудрецов.
[2] Рабейну Бахье бар-Йосеф ибн-Пакуда (11 век, Сарагоса) — выдающийся представитель еврейской этической мысли, поэт и философ. Его основной труд — этический трактат «Ховот а-Левавот» («Обязанности сердец»), завершен в 4840 / 1080 году.
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский