Темы: Расторопность, Ваякель, Оцарот
«И собрал Моше всю общину сынов Израиля…» (Шмот 35:1). Почему Моше Рабейну собрал весь народ именно перед строительством Мишкана (Скинии — переносного Храма)? Разве нельзя было отдать распоряжения о строительстве без всяких собраний — как это было с выполнением всех остальных заповедей?
Следующая история поможет нам найти ответ на этот вопрос. Дело было в Америке несколько лет назад. Еврей из Израиля, приехавший туда для участия в семейном торжестве, запутался на одной из скоростных магистралей. Это была автострада с множеством съездов и поворотов. Он подъехал к одному из поворотов, но тогда еще не были доступны электронные дорожные навигаторы, которые используются в наши дни. Поэтому он не знал, поворачивать или нет. А от решения многое зависело: если бы он один раз свернул не туда, куда нужно, ему пришлось бы проехать десятки километров до съезда с трассы, чтобы вернуться обратно.
Не зная, как поступить, израильтянин остановился у обочины и вытянул руку, показывая, что нуждается в помощи. Такой шаг, на первый взгляд, кажется совершенно бессмысленным. Разве кто-то остановится на скоростной трассе, чтобы помочь незнакомому человеку? Тем не менее, на счастье нашего героя одна из машин неожиданно остановилась. Водитель вышел и спросил, в чем проблема.
— Я сбился с пути, и мне нужна помощь, — объяснил израильтянин.
— Поезжай за мной, я с радостью помогу тебе, — ответил водитель.
Но не успел израильтянин вернуться в свою машину, как рядом остановился еще один автомобиль, из которого вышли два авреха (учащихся колеля) узнать, не нужно ли чего брату-еврею.
Первый водитель сказал:
— Я знал, знал, что ты не застрянешь тут в одиночестве. У евреев никого не оставят в беде. Вы всегда вместе, всегда помогаете друг другу! А у нас каждый живет сам по себе. Человек может часами ждать на развилке, и никто даже не посмотрит в его сторону.
Всё это он произнес весьма эмоционально, а в следующую минуту решил поделиться секретом. Открыл багажник своего автомобиля и показал собеседникам полный комплект еврейской одежды, включая шляпу и хасидский сюртук.
— Я вообще-то не еврей, — объяснил он. — Но держу всё это в машине на всякий случай, для экстренных ситуаций. Если застряну где-нибудь, эта одежда не даст мне остаться без помощи.
Вот объективное свидетельство «со стороны» — евреи едины. Каждый еврей, каким бы он ни был, связан со всем народом Израиля.
Отсюда и ответ на наш вопрос. В описании дарования Торы сказано (Шмот 19:2): «…и расположились станом в пустыне; и расположился там Израиль против горы». Сначала сказано «расположились» — во множественном числе, а затем «и расположился там Израиль» — в единственном. Наши мудрецы объясняют: расположился — «как один человек с одним сердцем». И именно благодаря этому единству евреи удостоились получить Тору. Но, начав служить тельцу, они уподобились другим народам земли, разделенным по природе, утратили тот высочайший уровень единства.
Поэтому перед строительством Мишкана, которое должно было искупить грех создания тельца и вернуть евреев к тому уровню, на котором они находились после дарования Торы, им нужно было снова стать «как один человек с одним сердцем». Вот почему Моше собрал их: чтобы вернуть к состоянию братства. Только так евреи были способны построить Мишкан (Лэламедха).
Как важна расторопность
«И вышла вся община сынов Израиля от Моше» (Шмот35:20). Почему надо заострять внимание на том, что сыны Израиля вышли от Моше после того, как он завершил свою речь? Понятно же, что они не остались там?
Святая Тора указывает на заслугу народа Израиля: как только Моше Рабейну передал им повеления Б-га о строительстве Мишкана, евреи встали и направились каждый в свой шатер, чтобы немедленно принести пожертвования для Дома Всевышнего. Это показывает, насколько важно проявлять расторопность, не медлить с исполнением заповедей (Бэха Батахну).
Сегодня, отвечает Рика Гдалевич
Вчера, отвечает Ципора Харитан
19 июля, отвечает Рика Гдалевич
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Гади Поллак
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Рав Авраам Коэн
Рав Яков Шуб
А, может, я тоже моавитянин?
Гади Поллак
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Авраам Коэн
Моавские горы - горы современного государства Иордания, расположенные на востоке от горы Иордан и Мертвого моря
Рав Овадья Климовский
Почему отец и братья царя Давида не стали ему верными помощниками?