Темы: Расторопность, Ваякель, Оцарот
«И собрал Моше всю общину сынов Израиля…» (Шмот 35:1). Почему Моше Рабейну собрал весь народ именно перед строительством Мишкана (Скинии — переносного Храма)? Разве нельзя было отдать распоряжения о строительстве без всяких собраний — как это было с выполнением всех остальных заповедей?
Следующая история поможет нам найти ответ на этот вопрос. Дело было в Америке несколько лет назад. Еврей из Израиля, приехавший туда для участия в семейном торжестве, запутался на одной из скоростных магистралей. Это была автострада с множеством съездов и поворотов. Он подъехал к одному из поворотов, но тогда еще не были доступны электронные дорожные навигаторы, которые используются в наши дни. Поэтому он не знал, поворачивать или нет. А от решения многое зависело: если бы он один раз свернул не туда, куда нужно, ему пришлось бы проехать десятки километров до съезда с трассы, чтобы вернуться обратно.
Не зная, как поступить, израильтянин остановился у обочины и вытянул руку, показывая, что нуждается в помощи. Такой шаг, на первый взгляд, кажется совершенно бессмысленным. Разве кто-то остановится на скоростной трассе, чтобы помочь незнакомому человеку? Тем не менее, на счастье нашего героя одна из машин неожиданно остановилась. Водитель вышел и спросил, в чем проблема.
— Я сбился с пути, и мне нужна помощь, — объяснил израильтянин.
— Поезжай за мной, я с радостью помогу тебе, — ответил водитель.
Но не успел израильтянин вернуться в свою машину, как рядом остановился еще один автомобиль, из которого вышли два авреха (учащихся колеля) узнать, не нужно ли чего брату-еврею.
Первый водитель сказал:
— Я знал, знал, что ты не застрянешь тут в одиночестве. У евреев никого не оставят в беде. Вы всегда вместе, всегда помогаете друг другу! А у нас каждый живет сам по себе. Человек может часами ждать на развилке, и никто даже не посмотрит в его сторону.
Всё это он произнес весьма эмоционально, а в следующую минуту решил поделиться секретом. Открыл багажник своего автомобиля и показал собеседникам полный комплект еврейской одежды, включая шляпу и хасидский сюртук.
— Я вообще-то не еврей, — объяснил он. — Но держу всё это в машине на всякий случай, для экстренных ситуаций. Если застряну где-нибудь, эта одежда не даст мне остаться без помощи.
Вот объективное свидетельство «со стороны» — евреи едины. Каждый еврей, каким бы он ни был, связан со всем народом Израиля.
Отсюда и ответ на наш вопрос. В описании дарования Торы сказано (Шмот 19:2): «…и расположились станом в пустыне; и расположился там Израиль против горы». Сначала сказано «расположились» — во множественном числе, а затем «и расположился там Израиль» — в единственном. Наши мудрецы объясняют: расположился — «как один человек с одним сердцем». И именно благодаря этому единству евреи удостоились получить Тору. Но, начав служить тельцу, они уподобились другим народам земли, разделенным по природе, утратили тот высочайший уровень единства.
Поэтому перед строительством Мишкана, которое должно было искупить грех создания тельца и вернуть евреев к тому уровню, на котором они находились после дарования Торы, им нужно было снова стать «как один человек с одним сердцем». Вот почему Моше собрал их: чтобы вернуть к состоянию братства. Только так евреи были способны построить Мишкан (Лэламедха).
Как важна расторопность
«И вышла вся община сынов Израиля от Моше» (Шмот35:20). Почему надо заострять внимание на том, что сыны Израиля вышли от Моше после того, как он завершил свою речь? Понятно же, что они не остались там?
Святая Тора указывает на заслугу народа Израиля: как только Моше Рабейну передал им повеления Б-га о строительстве Мишкана, евреи встали и направились каждый в свой шатер, чтобы немедленно принести пожертвования для Дома Всевышнего. Это показывает, насколько важно проявлять расторопность, не медлить с исполнением заповедей (Бэха Батахну).
Сегодня, отвечает Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его