Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Раби Йешая был известен как человек щедрый, не имеющий себе равных в гостеприимстве. Он был также большим знатоком Торы, но об этом знали немногие

«И сказал Б-г ей: два народа во чреве твоем, и два народа из утробы твоей разойдутся. И народ народа сильнее будет, и больший будет служить младшему» (Берешит 25:23).

Раши[1] комментирует: «Два народа (гоим) во чреве твоем — написано “гордые” (геим). Это Раби[2] и Антонинус[3], на столе которых не переводились ни редька, ни хрен — ни летом, ни зимой».

Мы видим, что богатство Раби и Антонинуса выражалось в том, что на их столе редька и хрен были во все дни года. На первый взгляд кажется странным: почему именно наличие этих овощей свидетельствует о великом богатстве?

Ответ нам поможет понять история о раби Йешае Жуковицере, богатом откупщике, одном из приверженцев Виленского Гаона.

Раби Йешая был известен как человек щедрый, не имеющий себе равных в гостеприимстве. Он был также большим знатоком Торы, но об этом знали немногие. Днем его дом был полон гостей, обычно это были приезжие, а когда все ложились спать, он спускался в подвал и всю ночь изучал Тору, как открытые разделы, так и тайное учение.

Однажды накануне субботы, после полудня, через местечко раби Йешаи, Жуховице, проезжали три еврейских торговца. Они возвращались домой с ярмарки, устроенной в одном из городов Литвы. Раби Йешая, стремясь выполнить заповедь гостеприимства, поспешил им навстречу и пригласил в дом, но путники отказались. Они очень торопились, намереваясь добраться до следующего города до захода солнца.

Но у Творца мира были другие планы. Они проехали небольшое расстояние, и колесо повозки сломалось. Извозчику оставалось только пешком вернуться в Жуховице. Он обратился к раби Йешае и спросил, не соблаговолит ли тот продать ему колесо, чтобы починить повозку.

Раби Йешая, естественно, с радостью выполнил его просьбу, но предупредил извозчика: — Как починишь, тут же вези торговцев в Жуховице, причем сразу ко мне домой, до начала субботы они уже не успеют добраться, куда собирались.

Извозчик так и поступил. Торговцы тоже понимали, что теперь им лучше остаться в Жуховице, чем встречать субботу в дороге.

Но их ждал сюрприз. Раби Йешая принял торговцев приветливо, но сразу объявил:

— Господа, как владелец постоялого двора я не люблю вести сложные расчеты на исходе субботы, поэтому хочу прояснить сейчас: два дня пребывания вплоть до утра воскресенья, включая три субботних трапезы и трапезу проводов царицы-субботы, обойдутся вам в пять злотых. За эту сумму вы получите превосходное обслуживание и царские яства.

Цена показалась торговцам несколько завышенной, но время не позволяло долго торговаться, ведь суббота приближалась. Выбора у них не было, поэтому они согласились на условия раби Йешаи и всю субботу наслаждались сытными трапезами, изысканными винами и всем, чего душа ни пожелает. Хозяин дома прилагал все усилия, чтобы принять их действительно по-царски.

В воскресенье с утра, прежде чем отправиться в путь, торговцы подошли к раби Йешае, чтобы заплатить оговоренную сумму: пять злотых с человека. Но к их удивлению он от денег отказался:

— Когда выпадает возможность выполнить заповедь гостеприимства, — пояснил он, — разве я могу продать ее за несколько злотых? Не дай Б-г мне так поступить!

Торговцы не могли сдержать изумления:

— Если вы хотели выполнить заповедь, почему не сказали об этом с самого начала? Зачем потребовали плату за проживание и стол, да еще такую высокую? — спросили они.

А раби Йешая пояснил:

— Смотрите, если бы я сразу сказал вам, что всё бесплатно, вы бы держались скромно и экономно, стараясь не съесть ничего лишнего. Я же хотел как раз обратного: чтобы вы просили всё, что захотите, и чувствовали себя свободно, требуя самое лучшее. Поэтому я притворился, что хочу взять с вас плату, даже завышенную, и так добился того, что вы не стали ни в чем себя ограничивать.

Это и есть совершенное гостеприимство, настоящее милосердие. Человек по-настоящему щедрый не довольствуется просто выполнением заповеди, а стремится выполнить ее самым лучшим образом.

Теперь мы можем понять, почему Раби и Антонинус старались, чтобы на их столе всегда были редька и хрен. Оба этих овоща упоминаются в Гмаре как средства, способствующие пищеварению.

Ведь Раби и Антонинус стремились выполнить заповедь гостеприимства идеально. За их столом всегда было много людей, не входивших в число их родных и близких. Чтобы гости ели много и с удовольствием, Раби и Антонинус подавали им редьку и хрен, которые облегчают пищеварение и помогают наслаждаться трапезой без ограничений. Тогда заповедь исполняется самым совершенным образом! (Лэламедха)


[1] Раби Шломо Ицхаки (Раши; 4800-4865 /1040-1105, Франция, ешивы Германии) — выдающийся комментатор Танаха и Талмуда; один из величайших мудрецов Израиля всех времен.

[2] Раби Йеуда а-Наси (или просто Раби; 3896-3980 /135-220, Тверия, Ципори) — глава Санхедрина, составитель и кодификатор Мишны.

[3] По-видимому, Марк Аврелий Антонин — римский император (161-180) из династии Антонинов. Согласно преданию (см. Тосафот, Авода Зара 10 б), тайно принял еврейство под влиянием Раби.


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Муж очень бережливый, ему тяжело выбросить ненужную вещь

3 января, отвечает Лея Хмельницкая

Чтобы создать свою семью, человек должен уйти из родительского дома?

1 января, отвечает Ципора Харитан

Всё, что я терпела от свекрови, начало проявляться в неописуемой злости на нее…

30 декабря 2024 года, отвечает Хана Лернер

История отношений Йосефа и его братьев достигает апогея: начинается глава Ваигаш описанием диалога Йеуды и Йосефа, и это стало прообразом исторического противостояния их потомков: сначала колен Йеуды и Эфраима, а затем — двух царств, Южного Иудейского и северного Израильского царства. В конце главы рассказывается о том, как праотец Яаков, узнав, что его любимый сын Йосеф жив, спускается в Египет для встречи с ним. Так начинается Египетское изгнание, ставшее прообразом всех последующих изгнаний еврейского народа. Читать дальше