Темы: Толдот, Оцарот, Гостеприимство
«И сказал Б-г ей: два народа во чреве твоем, и два народа из утробы твоей разойдутся. И народ народа сильнее будет, и больший будет служить младшему» (Берешит 25:23).
Раши[1] комментирует: «Два народа (гоим) во чреве твоем — написано “гордые” (геим). Это Раби[2] и Антонинус[3], на столе которых не переводились ни редька, ни хрен — ни летом, ни зимой».
Мы видим, что богатство Раби и Антонинуса выражалось в том, что на их столе редька и хрен были во все дни года. На первый взгляд кажется странным: почему именно наличие этих овощей свидетельствует о великом богатстве?
Ответ нам поможет понять история о раби Йешае Жуковицере, богатом откупщике, одном из приверженцев Виленского Гаона.
Раби Йешая был известен как человек щедрый, не имеющий себе равных в гостеприимстве. Он был также большим знатоком Торы, но об этом знали немногие. Днем его дом был полон гостей, обычно это были приезжие, а когда все ложились спать, он спускался в подвал и всю ночь изучал Тору, как открытые разделы, так и тайное учение.
Однажды накануне субботы, после полудня, через местечко раби Йешаи, Жуховице, проезжали три еврейских торговца. Они возвращались домой с ярмарки, устроенной в одном из городов Литвы. Раби Йешая, стремясь выполнить заповедь гостеприимства, поспешил им навстречу и пригласил в дом, но путники отказались. Они очень торопились, намереваясь добраться до следующего города до захода солнца.
Но у Творца мира были другие планы. Они проехали небольшое расстояние, и колесо повозки сломалось. Извозчику оставалось только пешком вернуться в Жуховице. Он обратился к раби Йешае и спросил, не соблаговолит ли тот продать ему колесо, чтобы починить повозку.
Раби Йешая, естественно, с радостью выполнил его просьбу, но предупредил извозчика: — Как починишь, тут же вези торговцев в Жуховице, причем сразу ко мне домой, до начала субботы они уже не успеют добраться, куда собирались.
Извозчик так и поступил. Торговцы тоже понимали, что теперь им лучше остаться в Жуховице, чем встречать субботу в дороге.
Но их ждал сюрприз. Раби Йешая принял торговцев приветливо, но сразу объявил:
— Господа, как владелец постоялого двора я не люблю вести сложные расчеты на исходе субботы, поэтому хочу прояснить сейчас: два дня пребывания вплоть до утра воскресенья, включая три субботних трапезы и трапезу проводов царицы-субботы, обойдутся вам в пять злотых. За эту сумму вы получите превосходное обслуживание и царские яства.
Цена показалась торговцам несколько завышенной, но время не позволяло долго торговаться, ведь суббота приближалась. Выбора у них не было, поэтому они согласились на условия раби Йешаи и всю субботу наслаждались сытными трапезами, изысканными винами и всем, чего душа ни пожелает. Хозяин дома прилагал все усилия, чтобы принять их действительно по-царски.
В воскресенье с утра, прежде чем отправиться в путь, торговцы подошли к раби Йешае, чтобы заплатить оговоренную сумму: пять злотых с человека. Но к их удивлению он от денег отказался:
— Когда выпадает возможность выполнить заповедь гостеприимства, — пояснил он, — разве я могу продать ее за несколько злотых? Не дай Б-г мне так поступить!
Торговцы не могли сдержать изумления:
— Если вы хотели выполнить заповедь, почему не сказали об этом с самого начала? Зачем потребовали плату за проживание и стол, да еще такую высокую? — спросили они.
А раби Йешая пояснил:
— Смотрите, если бы я сразу сказал вам, что всё бесплатно, вы бы держались скромно и экономно, стараясь не съесть ничего лишнего. Я же хотел как раз обратного: чтобы вы просили всё, что захотите, и чувствовали себя свободно, требуя самое лучшее. Поэтому я притворился, что хочу взять с вас плату, даже завышенную, и так добился того, что вы не стали ни в чем себя ограничивать.
Это и есть совершенное гостеприимство, настоящее милосердие. Человек по-настоящему щедрый не довольствуется просто выполнением заповеди, а стремится выполнить ее самым лучшим образом.
Теперь мы можем понять, почему Раби и Антонинус старались, чтобы на их столе всегда были редька и хрен. Оба этих овоща упоминаются в Гмаре как средства, способствующие пищеварению.
Ведь Раби и Антонинус стремились выполнить заповедь гостеприимства идеально. За их столом всегда было много людей, не входивших в число их родных и близких. Чтобы гости ели много и с удовольствием, Раби и Антонинус подавали им редьку и хрен, которые облегчают пищеварение и помогают наслаждаться трапезой без ограничений. Тогда заповедь исполняется самым совершенным образом! (Лэламедха)
[1] Раби Шломо Ицхаки (Раши; 4800-4865 /1040-1105, Франция, ешивы Германии) — выдающийся комментатор Танаха и Талмуда; один из величайших мудрецов Израиля всех времен.
[2] Раби Йеуда а-Наси (или просто Раби; 3896-3980 /135-220, Тверия, Ципори) — глава Санхедрина, составитель и кодификатор Мишны.
[3] По-видимому, Марк Аврелий Антонин — римский император (161-180) из династии Антонинов. Согласно преданию (см. Тосафот, Авода Зара 10 б), тайно принял еврейство под влиянием Раби.
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Меир Мучник
Почему Авраам скорбел по Саре и оплакивал ее?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Реувен Куклин
Почему Ицхак сначала привёл Ривку в шатёр, а потом взял её в жёны?
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Овадья Климовский
Могло ли такое важное событие, как присвоение другого имени Агари, не войти в описание Торы?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Ефим Свирский
Рав Реувен Куклин
Что говорят комментаторы?