Темы: Симхат Тора, Шмини Ацерет, Оцарот, Чтение для детей, Рассказы
В Симхат Тора мы заканчиваем чтение Пятикнижия и сразу же начинаем его вновь. Нельзя оставлять «зазор» между окончанием чтения Торы и новым началом. Нельзя допускать ощущения, будто мы уже «всё выучили». Мы всё еще стоим у входа, а Тора — велика, широка и глубока. Мы вновь начинаем чтение с самого начала — с первой главы книги Берешит («В начале…»).
Вот что рассказывал известный магид[1] раби Яаков Галинский.
В предыдущем поколении жил в Бней-Браке пожилой человек, которого звали раби Довид «дер-Матмид» (Постоянный или Прилежный), потому что он очень упорно учился и использовал для этого каждое мгновение своей жизни. В какой-то момент он даже перестал возвращаться домой на неделе, приходил туда только на субботу, а все остальные дни ел и спал в бейт-мидраше (доме учения), поскольку не желал тратить время на хождение домой и обратно. А ведь ему тогда было уже около восьмидесяти лет.
Однажды его спросили, как ему удалось достичь такого уровня любви к Торе, что в старости, когда обычно уже не так много сил, он сидит и учится упорно, как юноша.
Раби Довид рассказал:
В молодости я учился в прославленной Воложинской ешиве у гениального автора книги «Бейт а-Леви»[2]. В те дни у меня совсем не было тяги к Торе, я не любил учиться, неинтересно было. Я только крутился без толку и болтал с приятелями о том о сем. Что бы ни делать, лишь бы не учиться…
Однажды раби Йосеф Дов-Бер, глава ешивы, пригласил меня для серьезной беседы. Он сказал:
— Ты ведь знаешь, что написано в Гмаре (Брахот 6а): когда даже один человек сидит и учит Тору, Шхина пред ним, как сказано (Шмот 20:20): «…на всяком месте, где Я положу память имени Моего, Я приду к тебе и благословлю тебя». А значит, каждый раз, когда ты открываешь Гмару, Святая Шхина приходит и садится рядом с тобой, учится вместе с тобой! Когда ты открываешь Гмару, Всевышний также открывает ее, сидя напротив тебя. А если ты ее закрываешь, то и Всевышний вынужден закрыть. Страдание Шхины в этот момент неизмеримо! Почему же ты так сильно огорчаешь Шхину?
Эта короткая речь автора «Бейт а-Леви» была произнесена со священным огнем, идущим из его чистого сердца. Его слова произвели на меня глубокое впечатление, я думал о них всю ночь. Не мог уснуть и найти покоя, меня мучило ощущение: я причиняю страдание Святой Шхине.
После той бессонной ночи я почувствовал, что стал совсем другим человеком. На следующий день я уже не мог прервать изучение Гмары.
С той поры и до сего дня у меня в ушах звучит наставление, которое дал мне тогда глава ешивы. И каждый раз, открывая Гмару, вспоминаю: напротив каждого, кто учится, Святая Шхина тоже открывает Гмару… После этого я уже не в силах закрыть книгу.
Рассказывает гаон раби Ицхак Зильберштейн:
Каждый год перед тем, как дети начинали изучать Гмару в иерусалимской талмуд-торе[3] Каменец, раби Липа Зильберман, легендарный духовный руководитель этой талмуд-торы, рассказывал детям такую историю.
Это было в те годы, когда для покупки Гмары требовалась огромная сумма. А у семьи Калманович даже копейки лишней не водилось.
Когда меламед сообщил, что завтра начинают учить часть «Эйлю Мециес» из трактата Бава Меция, родители не знали, где взять деньги на покупку Гмары. Но они радовались, что на следующий день их сын начнет изучать Святую Гмару.
Мать не спала, дожидаясь часа, когда откроется книжный магазин, чтобы приобрести самое дорогое — главу из Гмары о находках (мециес).
Она думала, что окажется в магазине первой. Разве кто-то приходит в такой ранний час за книгами? Но перед ней уже стоял покупатель. Она не поверила своим глазам: это был ее муж, он пришел купить Гмару.
На вопрос, откуда у него деньги, он ответил: «Я продал часы, которые получил в подарок на свадьбу!»
Затем и он спросил жену: «А у тебя откуда деньги?»
«Я продала дорогую шаль, — ответил она, — подарок свекрови».
Часы и шаль были дороги не только по цене, это были подарки от дорогих людей к одному из самых важных событий в жизни. Свадебные подарки, молчаливо выражающие любовь и уважение. Но и от этого можно отказаться с радостью — ради того, чтобы ребенок выучил один раздел Гмары.
Муж и жена спорили, кому из них выпадет честь заплатить за Гмару. Отец утверждал, что обязанность обучения сына возложена на него, а мать говорила, что, согласно мудрости царя Шломо (Соломона), это ее право: «…не отказывайся от учения матери твоей» (Мишлей 1:8). Так они спорили, пока не договорились, что каждый даст половину суммы.
Затем у них снова возник спор: кто принесет Гмару домой. В итоге они взялись за нее вместе, отец с одной стороны, а мать с другой, и так пошли к дому со слезами счастья на глазах.
Наши мудрецы говорят (Тана дэ-Вей Элияу Рабба 18): пока изучающие Тору пребывают в доме учения и слова Торы сладки для них, Святой, благословен Он, проявляет к ним милосердие, даруя им мудрость, разумение и знание, чтобы поступать правильно и учиться успешно.
Однажды щедрый благотворитель р. Моше Райхман обратился к раби Йосефу-Шалому Элияшиву с предложением:
— Я дам вам чек на огромную сумму, которой хватит на свадьбы всех ваших потомков, на покупку квартир для них и т. д. Взамен вы будете посвящать мне один час каждый месяц — учить меня Торе.
Рав Элияшив ответил:
— Реб Моше, вы говорите не по делу. Разве из-за нескольких миллионов стоит менять что-то в порядке учебы? В ваших словах нет логики!
Эти люди в точности знали «что почём», знали, насколько нужно дорожить изучением Торы и ценить его. Ведь в мире нет ничего, что сравнилось бы даже с одним мгновением ее изучения (Швут Ицхак; Бэха Батахну).
[1] Человек толкующий Тору с помощью рассказов, притч и сравнений.
[2] Раби Йосеф Дов-Бер а-Леви
— выдающийся законоучитель, один из духовных лидеров поколения. Известен по названию своего труда «Бейт а-Леви, в буквальном переводе “Дом Леви” (5580-5652 /1820 — 1892).
[3] Начальная религиозная школа для мальчиков. Учитель в талмуд-торе — меламед.
Сегодня, отвечает Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его