Темы: Ръэ, Оцарот, Чтение для детей
«Соблюдайте же строго все уставы и законы…» (Дварим 11:32).
Поздний час, улицы почти пусты, из окон уже не струится свет. В те времена электричества еще не было в домах, когда темнело, зажигали свечи.
Раби Исраэль из Саланта шел по улице и внезапно заметил свет, пробивавшийся из окон одного магазина. Он заглянул в окно и увидел городского сапожника, который энергично работал. Раби Исраэль спросил сапожника, почему тот работает в столь поздний час: ведь уже настала ночь, а свеча почти догорела. Почему он не уходит из магазина?
Сапожник ответил раби Исраэлю словами, которые мы повторяем и сейчас. Они наивные, но в то же время глубокие: «Раби, пока свеча горит, можно исправить».
Раби Исраэль пришел домой и закрылся в своей комнате на несколько долгих часов. Его ученики слышали, как он повторяет эти слова и произносит: «Свеча Всесильного — душа человека (Мишлей 20:27). Пока душа еврея горит, всё еще можно исправить!»
Вы понимаете? Если мы живем здесь, в этом мире, значит, свеча по-прежнему горит, а значит — всё еще можно исправить! «Свеча», о которой мы говорим, — это душа человека. Она должна исправить себя, пока мы еще живы. «Исправление» это — совершить еще одно правильное действие, выполнить еще одну заповедь. Раби Исраэль говорит: пока свеча горит — нет места отчаянию! Еще остается возможность исправить. Важно воспользоваться этой возможностью.
Однажды наш учитель Хафец Хаим после важной поездки возвращался домой в Радин вместе со своим зятем — главой радинской ешивы раби Цви Левинсоном. Сойдя с поезда, они сели в повозку, которая довезла их до дома. Приехав, Хафец Хаим стал искать в карманах деньги, чтобы заплатить извозчику. Рав Цви сказал:
— Всё в порядке, я уже заплатил ему!
— Заплатил? Когда это? — удивился Хафец Хаим.
— В начале поездки, — ответил зять.
— Что же ты наделал! — Хафец Хаим побледнел. — Ты сам себе помешал выполнить заповедь «в тот же день отдай плату его…» (Дварим 24:15). Заповедь считается выполненной, только если работнику платят по окончании работы.
Это был принцип жизни Хафец Хаима. Его родственник, раби Мордехай Дов, заметил: совершая любое действие, Хафец Хаим думал, какую заповедь можно с его помощью исполнить: заповедь милосердия, любви к ближнему или любую другую. Как же он был рад, когда видел, что каждым своим действием выполняет эти заповеди!
Его спросили:
— В чем смысл такого подхода? Его источник — галаха (закон), постановляющий, что заповеди следует выполнять «осознанно», с намерением?
Ответил Хафец Хаим:
— Нет, такое размышление не является просто подготовкой к выполнению заповеди, чтобы знать, на чем сосредоточиться, совершая действие. Оно само является заповедью, как сказано: «Соблюдайте (у-шмартэм) же строго все уставы и законы…». Соблюдение означает ожидание и надежду, как объясняет Раши в комментарии к стиху: «И завидовали ему (Йосефу) братья, а отец его заметил (шамар — буквально “соблюл”, “сохранил”) это» (Берешит 37:11) — Яаков надеялся, что Йосеф придет, и ждал этого. Так и каждый из нас должен ждать: когда же у него, наконец, появится возможность исполнить ту или иную заповедь.
Для чего мы пришли в этот мир? В чем наша цель здесь, если не в исполнении заповедей и не в «накоплении» заслуг для Будущего мира? «Когда умирает человек, не может взять с собой ни золота, ни серебра, ни жемчуга, ни драгоценных камней, — только Тора и добрые дела остаются с ним».
С чем можно сравнить такое ожидание? Представим себе действия владельца магазина. Он открывает магазин, наводит порядок, раскладывает товары, принимает новые, болтает с соседями, знакомыми и поставщиками, ест, не выходя из-за прилавка и не прерывая общения. Но глаз его всё время бдительно высматривает: когда же придет покупатель, чтобы можно было заработать? Ведь все остальные его занятия здесь — второстепенны, главным является торговля.
Таким же должен быть и наш взгляд на заповеди: «Хватай и ешь, — советовал Шмуэль своему ученику раву Йеуде. — Ведь наш мир подобен пиршеству» (Эрувин 54а). Подставляй тарелку, не упускай возможность! Как чудесно, что мир предоставляет нам массу возможностей выполнить заповеди. Остается лишь «подставлять тарелку», не упускать эти возможности!
Мы желаем мира человеку и так исполняем заповедь: «ищи мира и стремись к нему» (Тэилим 34:15). Ободряем кого-то уместными словами — выполняем заповедь. Оказываем кому-то помощь и поддержку — выполняем заповедь. Мы словно находимся в алмазной шахте — и алмазы сами собой падают к нашим ногам, нужно лишь нагнуться и поднять.
Но если поместить слепого в алмазную шахту, то услышим лишь жалобы по поводу тюрьмы с жесткими стенами.
Откроем же глаза и будем собирать заслуги к дню Суда, который приближается (Маайан а-Шавуа).
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.
Рав Бенцион Зильбер
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Обычай мудрецов • Время исполнения заповеди • До захода солнца • Вечерняя молитва в синагоге • Ночь, освящающая праздник • Белые одежды, надеваемые к Седеру • Зажигание свечей • Порядок пасхальной ночи • Заповеди пасхальной ночи в наше время • Правила проведения Седера • Краткое изложение Седера
Редакция Толдот
Рав Бенцион Зильбер
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Смысл заповедей»
Рав Бенцион Зильбер
Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?
Рав Элияу Левин,
из цикла «Песах, Сфират аОмер, Шавуот. Законы»
Рав Бенцион Зильбер
Рав Носон Шерман
Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.