Темы: Экев, Оцарот, Чтение для детей
«И будет, за то, что будете слушать законы эти и хранить и исполнять их, то хранить будет Господь, Б-т твой, для тебя союз и милость, о которых Он клялся отцам твоим» (Дварим 7:12).
Комментарий «Имрей Ноам» объясняет: «Слово экев (“за то” или, буквально, “вследствие”) несет в себе дополнительное значение завершения, следствия, как слово “пята” или “след” (акев), с которым оно связано. Так что в стихе есть дополнительное значение: в конце вы послушаетесь голоса Б-га и вернетесь к Нему в раскаянии, как сказано: “…И удалю из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце из плоти” (Йехезкель 36:26)».
Так будет со всеми вместе и с каждым отдельным человеком: «…думает Он о том, чтобы не был отторгнут от Него (совсем) отверженный» (Шмуэль II 14:14). Раз это всё равно неизбежно, зачем ждать, когда можно раскаяться сейчас?
Приведем притчу, которая делает эту мысль более наглядной. Человек провинился и предстал перед судом. Судья предложил ему на выбор: либо съесть тухлую рыбу, либо получить сто ударов палками, либо заплатить сто динаров.
Подумал человек: проще всего — съесть рыбу. Это не стоит денег и не больно. Принесли рыбу, источающую зловоние. Он начал есть ее, и у него заболел желудок. Откусил еще кусок, и его стошнило. Как-то всё-таки съел половину — и сдался.
Тогда он решил вытерпеть сто ударов. Будет больно, но хотя бы деньги целы останутся. Его привязали к столбу и начали бить. Боль была невыносимой, удары обжигали, как огонь, он был весь в крови. После пятидесяти ударов не выдержал: «Оставьте меня, отойдите, я готов заплатить».
Мидраш заканчивает эту притчу так (Псикта дэ-рав Каана 11:3): «И гниль ел, и бит был, и деньги потерял».
Если бы этот человек был мудрее, он яснее представлял бы, что ему предстоит. Поэтому заплатил бы деньги сразу и уберег себя от страданий и боли.
Так сказал Моше Рабейну сынам Израиля: «Вы совершаете грехи, оскверняете душу, и один грех влечет за собой другой. Вы опускаетесь, на вас обрушиваются кары, бедствия и напасти, но, в конце концов, вы всё равно придете к раскаянию. Так зачем вам всё это? Раскайтесь сразу и избежите всех этих бед».
В Венесуэле редко можно увидеть еврея ортодоксальной наружности. Один парень из ешивы, оказавшись в там, решил ходить по улице в шляпе и пиджаке. Он не изменил своей одежды и, таким образом, освятил Имя Небес.
Однажды, когда он шел по улице, его увидел студент-еврей и спросил, в чем смысл такого странного наряда. Ешиботник ответил, что изучает Тору в ешиве и что такую одежду носят евреи, преданные Торе.
— Где же находится эта ешива? — спросил студент.
— В Лейквуде.
Через некоторое время студент решил поехать в Лейквуд и посмотреть вблизи на это любопытное явление.
Гражданину Венесуэлы (страны в Южной Америке) нужна виза, чтобы приехать в США. У студента виза была, и он прибыл на границу, не обратив внимания, что срок действия визы уже истек. Пограничники со стороны США отнеслись к нему сурово, решив, что он пытается пробраться в их страну незаконно.
Приехал чернокожий полицейский, велел студенту сесть в машину и куда-то повез. По дороге спросил:
— Зачем приехал в США?
Парень ответил:
— Хочу учиться в ешиве.
— В ешиву приехал? — что-то вдруг изменилось. Полицейский развернул машину и поехал в обратном направлении.
— Эй, куда вы меня везете? — удивился студент.
Лицо чернокожего полицейского излучало симпатию. Он сказал:
— Я везу тебя к одному адвокату, заплати ему тысячу долларов, и он тотчас сделает тебе визу, прямо на месте.
Студент вошел к адвокату, заплатил ему и получил визу. Полицейский тем временем ждал внизу, рядом с машиной.
Студент был благодарен, но и сильно смущен.
— Спасибо вам большое за помощь, но можно задать вопрос? Что случилось, что Вы вдруг решили не депортировать меня, да еще и так помочь?
— Послушай рассказ, это очень сильная история», — сказал полицейский. Он рассказал, что однажды его жене предъявили обвинение в том, чего она не совершала, и потребовали заплатить 2000 долларов. Поскольку такой суммы у них не было, ее посадили в тюрьму.
Однажды тот полицейский вышел на улицу и увидел на пороге магазина сатмарского хасида с пакетом. Внезапно подскочил хулиган и напал на хасида на глазах у полицейского, выхватив пакет. Хасид закричал и побежал за грабителем, но тот был гораздо сильнее и быстрее. У хасида не было никаких шансов. Полицейский же, как и требуется, был в хорошей форме. Он погнался за грабителем, схватил его, уложил на тротуар и вызвал машину, а пакет вернул хасиду.
Хасид был тронут. Он тепло поблагодарил полицейского и сообщил, что в пакете была крупная сумма денег.
— Не стоит благодарности, — сказал полицейский. — Я просто делал свою работу.
— Вы спасли меня, — воскликнул хасид. — И я хочу отблагодарить Вас не только на словах.
Услышав это, полицейский рассказал, что его жена в тюрьме из-за того, что у нее нет двух тысяч долларов.
Хасид сразу же достал деньги и вручил своему спасителю. Полицейский спросил:
— Как я могу отплатить вам за это?
Хасид ответил:
— Вам не надо ничего отплачивать, Вы уже сделали доброе дело. Но, всё же, попрошу вас об одном: если когда-нибудь увидите еврея в беде, помогите ему.
— А как мне узнать, кому помогать?
— Увидите еврея, который будет искать ешиву, — ему и помогите.
Полицейский продолжил:
— Уже десять лет я ищу еврея, который бы искал ешиву. Ты первый, кто сказал мне об этом. Я уже давно хочу отплатить добром тому, кто помог мне, поэтому рад привезти тебя в ешиву.
Студент с трудом поверил своим ушам. Его желание добраться до ешивы усилилось. Он поехал в Лейквуд посмотреть, «что там за дела», и остался учиться. Сегодня он учится в Иерусалиме, и у него, слава Б-гу, есть жена и дети, идущие по пути Торы.
А с чего все начиналось? С того, что он обратил внимание на странную одежду приезжего в Венесуэле (Бэха Батахну).
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский