Темы: Матот, Масэй, Оцарот, Чтение для детей
«Отомсти же за сынов Исраэля мидьянитянам…» (Бемидбар 31:2). Б-г повелел Моше Рабейну отомстить мидьянитянам за то, что ввели евреев в грех, а это повлекло за собой эпидемию, унесшую двадцать четыре тысячи жизней. Эпидемия не щадила никого… Но Всевышний потребовал возмездия за бедствия Своего народа.
Как сказано в Торе Моше: «Прославьте, народы, народ Его! Ибо за кровь рабов Своих Он отомстит и мщение воздаст врагам их, и очистит землю Свою и народ Свой!» (Дварим 32:43). За каждого убитого и раненого, за каждый вздох, за все страдания придет возмездие.
Мы каждый день просим об этом в молитве: «Взгляни на бедствия наши и заступись за нас…» (благословение «Геула» — «Спасение», в молитве Амида). «…и всё злодейство пусть немедленно сгинет, и все враги народа Твоего будут истреблены» («Против изменников» в молитве Амида). И, как Хизкияу, царю Йеуды, нам не понадобится даже пальцем пошевелить ради этого — возмездие придет с Небес: «Излей на них ярость Твою и огонь гнева Твоего пусть охватит их. Преследуй их в негодовании и истреби из-под Небес Б-жьих» (Пасхальная Агада, «Шфох Хаматха»).
Нужно понять: этот процесс был начат моавитянами, как сказано: «…и начал народ блудодействовать с дочерьми Моава» (Бемидбар 25:1). Это моавитяне позвали Билама и послали своих дочерей, чтобы ввести евреев в грех. Мидьянитяне всего лишь примкнули к ним. Почему же возмездие обошло стороной Моав и обрушилось на Мидьян? Раши отвечает: «Моавитяне затеяли это дело из страха — они боялись, как бы сыны Исраэля не ограбили их. А мидьянитяне вмешались в чужой конфликт».
Здесь нам сообщается нечто очень важное! То, что касается каждого из нас.
Прежде всего, отметим, чтобы избежать ошибки. Принцип: Творец награждает за каждую заповедь и наказывает за каждый грех, — одна из основ нашей веры, один из тринадцати принципов иудаизма. «Каждый, кто говорит, что Всевышний “уступчив”, уступает свою жизнь» (см. Бава Кама 50а).
Но при наказании учитываются все обстоятельства. Наверху «взвешивают» тяжесть греха и силу соблазна, уровень самого человека, его намерение — всё это Б-жественный суд в точности рассчитывает.
Здесь есть еще один момент. Ложь, например, — это грех. Лжецы — одна из четырех групп, которые не увидят лика Шхины — Б-жественного присутствия (Санхедрин 103а). Гмара подтверждает это стихом из Тэилим (Псалмов): «…изрекающий ложь не утвердится пред глазами Моими» (101:7).
Иногда человек лжет из-за неловкой ситуации. Например, вчера он устал и не остался на Кидуш, который устроил в синагоге один из молящихся. Сегодня он встречает этого человека на молитве: что он должен сказать?
Если он правдивый человек, то не скажет ничего. Если почувствует неловкость, пусть знает, что так он платит за свою лень. Но если он не так уж сильно стремится к правде, то начнет придумывать какую-нибудь деловую встречу или срочный вызов в больницу и т. д., насколько позволяет воображение.
Если человек находит прибежище во лжи, значит, он не «герой, обуздывающий свое злое начало» (Пиркей Авот 4:1). Он один из тех, кто находится во власти своего сердца и своего смятения. Очевидно, что он поступает неправильно, а за неправильные действия расплачиваются на Небесах, если не было раскаяния.
Неловкость ситуации и смятение принимаются в расчет, но всё равно наказание страшно. Самое легкое наказание там, как открывает Рамбан (предисловие к комментариям на книгу Иова) страшнее, чем страдания Иова на протяжении семидесяти лет. Всё это, как сказано, если человек не раскаялся.
У нас укоренился легкомысленный взгляд: мы оправдываем «белую ложь», которая, якобы, никому не вредит, кроме души самого лгущего. Словно можно просто так лгать, приукрашивать, искажать реальность. Кажется, в этом «нет ничего такого», и страшно подумать, что за это положено серьезное наказание. Ведь не было никакой надобности в этой лжи, никакой беды без нее не случилось бы. Об этой слабости, неспособности терпеть неловкость, говорит Рабейну Йона, комментируя слова о «группе лжецов», которые не увидят лик Шхины.
«Есть те, кто лжет в пересказе вещей, о которых слышали, намеренно заменяя часть из них. Они не получают никакой пользы от этой лжи и никому не причиняют этим вреда. Просто таков их обычай — из-за того, что любят ложь больше, чем правдивое слово. Иногда они выдумывают целые рассказы. Наказание такому человеку велико из-за его дерзости и любви ко лжи. Он почитает грех, поскольку любит прибегать к нему без всякой пользы».
Это грех, подобный греху мидьянитов, вмешавшихся в чужой конфликт: ведь в этом не было для них никакой пользы. За это они были наказаны по всей строгости Закона.
Кроме того, если два человека ссорятся, — а это само по себе запрещено Торой, — и один говорит что-то оскорбительное о другом, они нарушают запрет клеветы и злословия. Они, конечно, буду наказаны, если не раскаются, но при этом Наверху будут приняты во внимание их чувства и взаимные претензии. Но если те, кто слышал эту ссору, будут пересказывать произнесенные слова, получится, что они вмешиваются в чужой конфликт — и их наказание всемеро больше, чем наказание самих участников конфликта!
Насколько же мы должны остерегаться этого, вспоминая кару, постигшую сынов Мидьяна! (Бэха Батахну)
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его