«Заповедай (повели) Аарону…» (Ваикра 6:2).
У каждого из нас — естественная склонность верить в себя и полагаться на себя. Наше ощущение: «Мы — хорошие, симпатичные, надежно защищены от любого дурного влияния. Вокруг нас бушует эпидемия, бурлит поток антирелигиозной пропаганды, повсюду… сомнительные явления, мягко говоря. Но нас это не коснется».
В самом деле, ведь сказано «Падет возле тебя тысяча, и десять тысяч — по правую руку твою; тебя не достигнет» (Теилим 91:7). Нам часто хочется воспринимать это стих как оправдание своей беззаботности, в духе «со мной такого не случится».
В человеческой природе есть дурные качества, но мы уже преодолели их. Лень и расслабленность, холодность и замкнутость — всё это присуще другим. Может, когда-то эти качества были и у нас, но это было давно. Мы долго работали над собой, а теперь мы совершенны.
Но первый стих нашей недельной главы — «шоковая терапия»: «Заповедай (повели) Аарону и сынам его…». Раши объясняет: «Это означает — нужно поторопить». Неужели великого Аарона, первосвященника и пророка, нужно торопить?
Раши продолжает: «В особенности следует поторапливать (человека) в том случае, когда существует угроза материального убытка».
Значит, никто не «застрахован»! Всех нужно стимулировать, всех — подталкивать. Это непрекращающаяся война с собой, в которой помогают и другие.
«Повеление — это не что иное, как поторапливание». Почему же возникла необходимость «поторапливать» первосвященника? Наш учитель, автор «Ор а-Хаим», объясняет: поскольку сказано, что постоянную жертву следует приносить первой каждый день (Бемидбар 28) и это жертва всесожжения, может возникнуть ситуация, когда не найдется барана для этой жертвы.
В реальности такое случилось в период осады Иерусалима. Тора предостерегает, чтобы коэны в Храме не помышляли приносить другие жертвы. Они должны знать, что никакую жертву нельзя приносить, если не выполнена заповедь постоянной жертвы.
Это — урок для всех поколений. У человека нет права самому устанавливать себе порядки выполнения заповедей, он обязан подчинять свои действия Торе!
Это верно и в отношении личных качеств. Когда мы стараемся работать над исправлением своих качеств, склоняемся перед требованиями Торы и не чувствуем в каждый данный момент, будто нам всё положено по праву, тогда мы с легкостью может перевести в правильное русло многие из своих наклонностей, в особенности, гордыню и гнев.
На исходе последнего Рош а-Шана в Бней-Браке множество людей ожидало на остановке автобуса № 402, следующего по маршруту Бней-Брак — Иерусалим. Проезжавшие автобусы были набиты до отказа, а люди всё ждали и ждали на протяжении нескольких часов. Естественно, все были очень сердиты на автобусную компанию, которая обещала направить «подкрепление».
В полвторого ночи к остановке подошел пустой автобус № 318. Водитель спросил у людей, чего они ждут здесь посреди ночи. А те ответили, что застряли в городе, и попросили его проехать по маршруту 402-го автобуса и отвезти их в Иерусалим.
Водитель удивился, как вообще они могут просить о таком. Ведь он водит другой автобус по другому маршруту, ездит в Реховот, а в данный момент его рабочее время закончено.
Но люди продолжали уговаривать, пока он не согласился и не повез их в Иерусалим. На протяжении всей поездки пассажиры произносили «Ми ше-берах» («Тот, Кто благословил наших праотцев Авраама, Ицхака и Яакова, Моше и Аарона, Давида и Шломо, благословит и… — здесь они добавляли имя водителя…») и сами подходили, чтобы поздравить его с праздником, пожелать хорошего и сладкого года.
В конце поездки к водителю подошел один из пассажиров и спросил:
— Как же, в самом деле, так вышло, что вы согласились поехать в Иерусалим ради нас? Ведь завтра вас могут, не дай Б-г, уволить с работы.
Водитель ответил:
— Скажу вам правду: диспетчер попросил, чтобы кто-то из водителей поехал к группе, ожидающей на остановке уже несколько часов. Никто не согласился, поскольку знали, что пассажиры будут злиться и проклинать водителя из-за такой задержки. А разве кто-нибудь хочет себе проклятий на Новолетие? И тогда у меня возникла идея нарисовать на автобусе номер 318 и «в таком виде» подъехать к остановке. Так я выиграл эти благословения на весь год…
Друзья мои, что же на самом деле заставляет людей гневаться на водителя, который не приехал, и бесконечно благословлять водителя-«добровольца»? Великая тайна скрыта в двух словах: «Нам положено!»
Когда расписание гласит, что автобус должен приехать в определенный час, а его нет, мы сердимся. Нам обещали, мы ждали, а он не явился! А когда подъезжает другой автобус, водитель которого нам ничего не должен, но соглашается довезти до места, то, хотя и эта поездка небесплатная, мы всё равно благодарны. Ведь он ничего нам не должен — и всё равно помог!
Когда человек знает, что Творец мира ничего ему не должен — ни достатка, ни детей, ни дома, — он ощущает себя счастливым и не жалуется. Когда он живет, ощущая: всё, что у него есть, — это подарок Всевышнего, он благодарит Творца, даже если теряет накопленное, за то, что осталось, и за всё, что он когда-либо получил (Маайан а-Шавуа).
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский