«И сказал им Реувен: не проливайте крови: бросьте его в эту яму, которая в пустыне, а руки не налагайте на него; чтобы избавить его от рук их, чтобы возвратить его к отцу его» (Берешит 37:22).
Если Реувен в конечном счете намеревался спасти Йосефа от рук братьев и вернуть к отцу, как о том свидетельствует святая Тора, почему он сразу не предложил братьям отказаться от убийства и отпустить Йосефа домой?
Этот же вопрос возникает в отношении Йеуды: если он хотел спасти Йосефа от смерти, почему уже в самом начале не предложил продать его — прежде, чем того сбросили в яму?
Понять это нам поможет следующая история.
Это рассказ о еврее, простом торговце, всё достояние которого ограничивалось тремя сотнями рублей. Обычно он ездил по деревням, покупал товары, которые отдавали задешево, затем продавал их с небольшой выгодой и обеспечивал себе пропитание.
Как-то он оказался в поместье одного пана и к своему ужасу обнаружил там еврейскую девушку — она прислуживала гостю. «Что делает дочь Израиля в этом нечистом месте?» — удивился он про себя. Помещик увидел его удивление и объяснил:
— Отец этой девицы задолжал мне триста серебряных рублей, а поскольку денег на выплату долга у него не было, я взял его дочь в качестве залога, пока он не отыщет нужную сумму.
Торговец понял, что ему представляется возможность выполнить важнейшую заповедь — выкуп пленных, и начал торговаться с помещиком. Сначала он предлагал ему двадцать пять рублей, подчеркивая: это лучше, чем большая сумма, которая никогда не будет выплачена. Но помещик смеялся и даже слушать не хотел. Торговец называл всё большие и большие суммы, но быстро понял, что помещик даже рубля уступать не желает: он отпустит девушку, только взыскав долг полностью. Триста звонких чеканных рублей!
Для себя еврей уже решил, что спасет девушку любой ценой. Делать было нечего, он достал кошелек и отдал помещику триста рублей — всё, что у него было. Теперь ему не на что было купить товары, поэтому он отправился домой, по пути раздумывая, как бы объяснить свой поступок жене так, чтобы ее не разозлить.
И вот, подходит торговец к дому, а жена выходит ему навстречу.
— Почему ты так быстро вернулся? — спрашивает.
Он начинает рассказывать:
— Послушай… по дороге я попал в панскую усадьбу, а там была еврейская девушка, которую пан держал в плену… Он требовал триста рублей выкупа, а я предложил ему двадцать пять.
— И что сказал пан? — в нетерпении спросила жена.
— По правде говоря, он даже слушать не хотел.
— Естественно, он не захочет слушать! Двадцать пять — это слишком мало! Нужно было хотя бы удвоить эту сумму.
— Ну, что сказать? У меня очень умная жена. Я действительно сделал, как ты говоришь… Удвоил сумму и предложил ему пятьдесят, но он всё еще не соглашался
— В таком случае надо было добавить и предложить сто рублей! Заповедь выкупа пленных можно выполнить не каждый день, да и кто знает, что этот злодей сделает с девушкой!
— Верно, я так и сделал. Предложил сто, но помещик был упрям, как осел! Всё никак не соглашался.
— Ох… Тогда надо было предложить еще больше. Нельзя заниматься расчетами, когда речь идет о дочери Израиля. Нужно было предложить ему сто пятьдесят.
И торговец вновь поведал ей, что именно так он и пытался сделать, но безуспешно.
Так жена сама снова и снова поднимала цену, которую ее муж должен был уплатить за освобождение девушки, пока в результате не решила, что нужно было заплатить все триста рублей.
— В некоторых ситуациях человек просто не может оставаться в стороне! — волновалась жена.
И тогда муж открыл ей правду и рассказал, что именно так он и поступил…
Мы же увидели: убедить человека в чем-то очень непростом для него невозможно за один раз. Нужно продвигаться шаг за шагом, последовательно и постепенно. Только так собеседник сможет понять сказанное, переварить его, убедиться в справедливости этого.
Если бы торговец пришел домой и сказал жене, что отдал все деньги семьи на выкуп пленных, вряд ли она приняла бы это как должное… Но, поскольку он вел ее шаг за шагом по тому пути, который прошел сам, жена предложила то же решение по собственной инициативе.
Ралбаг говорит: таков был подход Реувена и Йеуды. Если бы они попытались убедить остальных братьев сразу оставить Йосефа в покое, отправить домой или даже продать его вместо того, чтобы убивать, — ничего бы у них не получилось.
Поэтому Реувен вначале предложил братьям не убивать Йосефа собственными руками. Это был первый шаг к его спасению. Реувен намеревался позже вытащить Йосефа из ямы и отвести к отцу с согласия братьев — когда ему удастся постепенно склонить их к этому решению.
И, действительно, лишь после того, как братья приняли предложение Реувена, Йеуда смог сделать следующий шаг и предложить им продать Йосефа ишмаэльтянам вместо того, чтобы убивать его. На том этапе они уже могли принять такое предложение (Лэламедха).
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Меир Мучник
Почему Авраам скорбел по Саре и оплакивал ее?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Реувен Куклин
Почему Ицхак сначала привёл Ривку в шатёр, а потом взял её в жёны?
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Овадья Климовский
Могло ли такое важное событие, как присвоение другого имени Агари, не войти в описание Торы?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Ефим Свирский
Рав Реувен Куклин
Что говорят комментаторы?