«Да даст тебе Б-г от росы небесной и от туков земли, и множество хлеба и вина» (Берешит 27:28). Если мы сравним благословения, которые Ицхак дал Яакову и Эсаву, то увидим, что между ними нет большого различия. Яакову сказано: «Да даст тебе Б-г от росы небесной и от туков земли…», а Эсаву: «…от тука земли будет существование твое и от росы небесной свыше» (там же, стих 39). В чем же преимущество Яакова перед Эсавом?
Найти ответ нам поможет следующая история.
В городе Питтсбург у еврейской пары родился мальчик. Его вес был немногим выше одного килограмма, и вероятность того, что он выживет, была невелика. Родители сидели возле него дни и ночи, смотрели на трубки и устройства, поддерживавшие его жизнь, надеялись на чудо. Младенец выжил.
Лишь когда ему исполнилось пять месяцев, врачи разрешили сделать ему обрезание. Ему еще предстояло много испытаний, и врачи сразу сказали, что рост его будет очень маленьким.
Так и оказалось. Ребенок, которого назвали Исраэль, был гораздо ниже своих сверстников, что зачастую вызывало насмешки. Родители пытались ободрить сына, напоминая, что многие из великих мудрецов Израиля были людьми невысокого роста. Никому из них это не помешало достичь духовных вершин.
Исраэль рос здоровым душой, и поддержка родителей укрепляла его личность, хотя иногда он и страдал из-за своего роста. В последующие годы родители не отказывались от попыток помочь сыну и ускорить его рост. Они обращались к врачам, узнавали о новейших методах лечения, интересовались лекарствами. Однажды они узнали о новом средстве — гормоне роста, применение которого было разрешено Минздравом. Как утверждали его разработчики, этот препарат помогал детям с нарушениями роста.
Родители поняли, что это может стать решением для сына. Но вскоре вокруг нового средства развернулась полемика. Его противники утверждали, что, хотя оно и работает, у него есть нежелательные побочные явления, которые проявятся в будущем.
Родители не знали, что делать. С одной стороны, речь шла о возможности улучшить качество жизни Исраэля, избавить его от страданий. Было ясно, что препарат надо принимать сейчас, так как спустя несколько лет он уже не поможет. Но как взять на себя такую ответственность — принять решение, последствия которого невозможно оценить?
Пытаясь решить эту задачу, родители обратились к женщине-врачу, нееврейке, которая была одним из лучших специалистов в мире в этой области. Посмотрев медицинскую историю Исраэля и проведя ряд обследований, она пригласила родителей на встречу.
— Профессор, пожалуйста, ответьте нам не как врач, а как мать. Вы дали бы это средство своему ребенку, если бы он был в ситуации нашего Исраэля? — спросил отец. Она задумалась, а затем ответила:
— Скажу вам правду… я не могу сравнивать то, как действовала бы сама, с тем, что рекомендую вам, — по одной простой причине. Я живу в престижнейшем районе, и там, где растет мой ребенок, образ жизни основан на внешнем превосходстве. Если бы у моего сына была такая проблема, я бы точно дала ему это лекарство: ведь его жизнь не имела бы ценности, если бы внешний вид вызывал насмешки…
Но вы принадлежите к еврейскому народу, у вас свои ценности, вы ставите превыше всего мудрость, определенные личные качества, понимание. Если спрашиваете меня, вот мой совет: ваш сын — вполне успешный мальчик, умный и талантливый, он хорошо справляется со своим состоянием. В такой ситуации я бы на вашем месте это лекарство ему не давала.
У Эсава акцент — на внешнем и материальном, а у Яакова — на внутреннем и духовном. Поэтому благословение Эсаву начиналось со слов «от тука земли будет существование твое». Сначала — земная часть, и лишь затем — «от росы небесной свыше». В благословении же, полученном Яаковом, порядок обратный: сначала: «Да даст тебе Б-г от росы небесной» — помощь в «небесном», духовном, и только потом — земное: «и от туков земли» (Лэламедха).
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский