Темы: Испытания, Недельная глава, Ки таво, Рассказы
«И привел нас на место это, и дал нам землю эту, землю, текущую молоком и медом» (Дварим 26:9). «И привел нас на место это» — это Храм, «…и дал нам землю эту» — Страну Израиля, «…землю, текущую молоком и медом» — всё это говорит тот, кто приносит в Храм первые плоды и благодарит Б-га за Его милость.
Раби Меир Шапира из Люблина пишет: из всех благ, присущих Земле Израиля, из семи видов плодов, которыми она славится, Тора особо выделяет «молоко и мед».
Почему? Потому что и с медом, и с молоком связано важное для нас знание. Источник молока — кровь, как сказано: «Замутненная кровь становится молоком» (Бэхорот 6 б). Сама же кровь, как известно, в пищу запрещена. Нужно засаливать мясо и прожаривать печень, чтобы «извлечь» оттуда кровь. И эта кровь, запрещенная сама по себе, да еще и «замутненная» и испорченная, становится вкусным и чистым напитком — молоком. Которое, вдобавок, разрешено в пищу.
А что с медом? Пчела не является «чистым» насекомым, разрешенным в пищу. Существует принцип: «Всё, что выходит из нечистого, — нечисто» (Бэхорот 5 б). Однако мед — исключение: цветочный нектар не переваривается в пищеварительной системе пчелы, он обрабатывается в ее теле отдельно. Поэтому Тора разрешает его в пищу.
Итак, у нас есть два продукта, которые, на первый взгляд, должны быть запрещены. Но мало того, что они чисты и разрешены, они еще и прославлены, это одно из главных благ Страны!
«Подобна им, — пишет раби Меир Шапира, — и Земля Израиля. В период становления еврейского государства многие силы объединились, чтобы разрушить наше наследие и искоренить веру из сердец тех, кто возвращался на родину с востока и запада. Это была мясорубка атеистического воспитания, далекая от религии власть, плавильный котел армейской службы и целенаправленное очернение в средствах массовой информации. Все они объединились, чтобы разорвать всякую нашу связь с великой Традицией, разъединить золотую цепь поколений.
Всякий, кто видит этот поток, угрожающий смыть всё, что нам дорого, застывает в ужасе и недоумении: вместо драгоценного вина, хранившегося поколениями, он видит поток крови, да еще и мутной! Чудесный нектар был поглощен нечистым насекомым. Что же теперь будет, что нас ждет?
Но внезапно происходит чудо: Замутненная кровь становится молоком! Трудолюбивая пчела возвращает поглощенный нектар, но теперь это мед! Народ возвращается к своей вере, к своим корням, он заново построен, закален, прочен в своей Традиции, всемеро сильней, чем раньше. Он развил иммунитет и обрел силу, вновь обретает достоинство, вновь провозглашает свою веру, с любовью принимая бремя Царства Небес. В этом и заключается сила нашего народа и чудесное свойство нашей Страны — земли, текущей молоком и медом».
Только подумайте: эти слова были сказаны два поколения назад!.. Мы должны знать, что и сегодняшние проблемы можно решить и подняться над ними. Об этом идет речь в следующей примечательной истории.
У одного крестьянина осёл упал в старый высохший колодец. Принялся осел реветь, ожидая, что ему помогут. На рев пришел крестьянин и задумался, что бы такое сделать… Поскольку животное было уже достаточно старым, а колодец — недействующим, крестьянин решил «убить двух зайцев» сразу: похоронить осла в колодце, а заодно засыпать и сам колодец.
Позвал всех соседей. Они пришли с лопатами и начали наполнять колодец землей. Сначала осел ревел, но вскоре умолк. Крестьяне тем временем продолжали свою работу.
Хозяин осла подошел и заглянул внутрь — к его удивлению, прямо на него смотрел осёл. Каждый раз, когда на него падали комья земли, он стряхивал их со спины и вставал сверху. Так на дне колодца набралось достаточно земли, с каждой новой лопатой осел поднимался еще чуть-чуть. В конце концов, колодец наполнился и осёл вышел оттуда.
Помним: надо всегда стремиться использовать то, что случается в жизни, себе во благо. В любой ситуации есть что предпринять, чтобы продвинуться.
Даже если нас засыпают землей и грязью, не плач и не рев вытащат нас из ямы. Нужно сбрасывать землю, которая сыплется на нас, вставать на нее и подниматься вверх.
Жизнь посылает нам испытания и бросает вызовы. Можно впасть в отчаяние и позволить жизненным трудностям раздавить нас и похоронить под собой. Но можно и сбросить их, и подняться над ними. Подняться, вылезти и победить.
Остается поднять глаза в молитве и попросить Творца, чтобы Он помог нам подняться и победить (Маайан а-Шавуа).
Сегодня, отвечает Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его