«Не громкий звук силы… звук ликования слышу я» (32:18). Когда Моше Рабейну спустился со скрижалями с горы Синай, из лагеря доносился сильный шум. Йеошуа думал, что это звук войны, а Моше ответил ему, что это похоже не на звуки битвы, а на обычный шум суматохи.
Возникает вопрос: почему Моше не сказал ему, что это культ поклонения тельцу? Рамбан объясняет, что Моше Рабейну не хотел говорить плохое о евреях, несмотря на то, что это был тяжкий грех, причем публичный.
Насколько же нам следует остерегаться, чтобы не говорить плохое о еврее! Ведь наверняка речь идет о более скрытом пороке, к тому же не таком тяжком, как грех с тельцом.
Рассказывает рав Аарон Твисиг.
Я видел ужасную вещь, от которой волосы встают дыбом. Она приводится в книге «Маасе Иш» о Хазон Ише от имени гаона раби Шмарьяу Гринмана, который был одним из наиболее приближенных к нему людей. Он спросил Хазон Иша, какова высочайшая ступень, которой человек может достичь в нашем мире.
Уверен, что если бы я задал разным хорошим людям этот вопрос, то услышал бы много разнообразных ответов, но вряд ли мнение кого-либо из них совпало с ответом Хазон Иша. Он ответил следующее: «Прожить семьдесят лет, не обидев ни одного человека».
Хазон Иш был как огненная стена, словно сама святая Тора. Кому, как не ему, знать величие святой Торы! И именно он сказал, что наибольшая вершина, какой можно достичь, — это всю жизнь не обижать других!
Если позволите высказать, в чем простой смысл его слов, он вот в чем: если кто-то хочет удостоиться Торы, чего стоит вся его Тора, если он обижает других?
Так можно объяснить слова Хазон Иша, а следовательно, кто всю жизнь не обижает другого еврея, тот может заслужить, чтобы Всевышний делал для него сверхъестественные чудеса. Это и есть высочайшая ступень, какой может достичь человек.
Нельзя забывать, что это сказал еврей, который весь был воплощением Торы. Невозможно описать, насколько он был привязан к ней. Я сам слышал от очевидца — моего дяди, праведного гаона раби Хаима Брима, бывшего одним из его приближенных, — следующий рассказ.
Однажды он зашел к нему домой и увидел Хазон Иша лежащим на кровати в обратную сторону: его голова лежала там, куда обычно он клал ноги. Когда Хазон Иш проснулся, раби Хаим спросил его, что такого случилось, что он спал наоборот. Тот ответил, что настолько погрузился в трудный раздел Гмары, что буквально потерял сознание. А когда добрался до кровати, чтобы немного отдохнуть, был настолько слаб, что не мог нормально лечь и потому заснул в такой позе…
В одном из писем он говорит, что в молитву он погружается с такой же глубиной, как и в какую-либо из сложнейших тем Гмары. И тем не менее, вершиной вершин для него было не обидеть другого человека все семьдесят лет жизни.
Вот как важно остерегаться, чтобы не обижать людей даже нечаянно. Иногда говорят какое-то неподходящее слово ненамеренно, но другой человек способен оскорбиться от этого.
Однажды я рассказывал гаону, князю Торы, раби Хаиму Каневскому то, что помнил с детства, когда еще был жив отец. К сожалению, мне не довелось знать его в течение многих лет, поскольку он умер в расцвете сил.
Каждое утро он будил нас, омывал нам руки возле кровати и произносил вместе с нами тексты, которые говорят с утра. После этого произносил вместе с нами краткую молитву: «Молю, Б-же, помоги нам никого не обидеть, и пусть ни один человек не подумает сегодня, будто мы обидели его или, не дай Б-г, хотели обидеть». Ведь иногда кому-то кажется, что другой хотел задеть его или причинить страдания, но в действительности это не так. Поэтому нужно отдельно молиться об этом. Раби Хаим был очень взволнован, услышав все это.
Нужно знать, что невозможно достичь этой ступени без молитвы. Поэтому мы должны всегда молиться Б-гу, чтобы он удостоил нас не обижать других, и чтобы ни один человек не думал, будто мы хотели его обидеть. Нет ничего выше такой заслуги.
Мой праведный дядя раби Хаим Брим, помимо того что был выдающимся гением в Торе, великим в трепете и служении Б-гу, являл собой символ лучших человеческих качеств. Все свои дни он тщательно соблюдал все, что касалось отношений человека с ближними.
Однажды раби Хаим отправился в поездку в Лондон со своей женой, моей тетей, чтобы помочь ей вылечиться. Их сопровождал их племянник раби Йеошуа Брим, глава ешивы Богуша. Они сели в такси в направлении аэропорта, но спустя короткое время после начала поездки, раби Хаим обратился к водителю и попросил ехать обратно. Раби Йеошуа спросил своего дядю, что произошло, но тот стал уклоняться от ответа.
Лишь после повторных просьб раби Хаим согласился дать объяснение. Он сказал, что когда они садились в такси, рядом проходил один парень, которого он знал и поприветствовал. Но поскольку раби Хаим был занят чемоданами, он не выказал ему должного уважения. «Как же можно лететь в Лондон, зная, что ты не подарил еврею хорошего чувства?»
Раби Йеошуа попытался сказать, что любая задержка может привести к опозданию на самолет. Но раби Хаим ответил: «Знай, что большинство постов, которые я устраиваю, — это из опасений, что я обидел человека».
Это был праведный еврей, который изо дня в день постился с утра до вечера и из года в год спал на земле. Речь идет не о ком-то из давних поколений, а о нашем современнике. Этот великий человек свидетельствует о себе, что причиной большинства постов было опасение, не повел ли он себя недостаточно уважительно к какому-либо человеку, кем бы тот ни был (Кводам шель Исраэль).
Сегодня, отвечает Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его