Темы: Иосиф, Душа, Ваигаш, Оцарот, Хафец Хаим, Чтение для детей, Рассказы, Небесный суд, Страшный Суд
«Я Йосеф, жив ли еще отец мой? И не могли братья ответить ему, так как испугались его» (45:3). Сказал Аба Коэн Бардела: «Горе нам в день суда, горе нам в день увещевания! Если уж с Йосефом, младшим среди колен Израиля, не могли братья устоять перед его упреками, то когда придет Святой, благословен Он, и будет упрекать каждого таким, какой он есть, как сказано “Упрекну тебя и разверну перед глазами твоими” (Псалмы 50:21), насколько же будет страшнее!»
В благословении на еду мы произносим: «Чтоб нам не устыдиться и не опозориться вовеки». Учитель наш Хафец Хаим рассказывал притчу, чтобы показать смысл этих слов.
Один бедняк скатился в крайне тяжелое финансовое состояние и решил поехать в Южную Африку работать на добыче алмазов. Он слышал, что там можно заработать много денег. Упаковал свои немногочисленные вещи, попрощался с родными и поехал.
Африка оказалась не такой яркой, как он себе представлял. Работа на раскопках алмазов была трудной и изматывающей. Иногда некоторые рабочие гибли от обвалов камней, когда их разбивали и проделывали проходы, чтобы попасть в более глубокие слои земли. Наш бедняк чувствовал себя одиноким и разочарованным. Иногда он работал целыми днями, но в итоге ничего не находил. Его единственным утешением был маленький мешочек с алмазами, в который каждые несколько дней добавлялись отдельные новые камни. Он знал, что когда продаст их в своей стране, то разбогатеет. Так прошло несколько лет в бесконечном одиночестве.
В один день в сердце его созрело решение вернуться к семье. Когда он, стоя на корабле, взглянул на побережье, то подумал про себя: «Вот наступают хорошие времена, теперь я компенсирую себе и моим родным все это страдание». Члены семьи очень обрадовались, увидев его снова и, конечно же, были рады и «маленькому мешочку», который сулил им всем большое счастье.
На следующий день бедняк пошел к одному из ювелиров, чтобы тот оценил стоимость алмазов, которые ему удалось добыть. Ювелир взял их маленькими щипцами и стал разглядывать оценивающим взглядом. Он снова и снова смотрел на эти камни поочереди, одел очки, потом снял их и затем стал смотреть через увеличительное стекло.
«Что такое? Что-то не так?» — нетерпеливо спросил бедняк.
«Неприятно Вам говорить об этом, — уверенно заявил ювелир, — но все это куски стекла, а не алмазы».
Бедняк стоял пораженный. Он с трудом смог проглотить слюну. Собрав «алмазы», он для большей уверенности отправился к другому ювелиру, но и второй сообщил ему ту же горькую весть, что и первый: «Это ни что иное, как осколки стекла». Бедняк сразу понял, что его сосед по комнате, живший рядом с ним в Африке, украл настоящие алмазы, пока тот спал, а вместо них подложил кусочки стекла, которые даже одной потертой монетки не стоят!
Сердце его сокрушилось — все годы утомительного труда и тяжелой разлуки с любимой семьей были напрасными. Все его надежды в одно мгновение разбились вдребезги.
Хафец Хаим закончил свою притчу и сказал: душа проделала длинный путь от Престола Славы, пока не спустилась в наш низменный мир, в материальное тело. Она сделала это с большим страданием, но так было необходимо по приказу Творца. В этом мире душа также испытывает большое страдание, а вернувшись в духовный мир, она приходит «усталой и изможденной», поскольку из-за злого начала ее кормили лишь небольшими порциями Торы и заповедей. Это и есть тот самый «сосед по комнате», который сумел обмануть душу. Только достигнув конечной станции — попав на небесный суд, где будут судить о прожитой на земле жизни, — человек к своему удивлению открывает, что его товар был подменен. Вместо изучения Торы и исполнения заповедей, которые стоят целую вечность в будущем мире, человек собирал кусочки металла и бумажки (денежные купюры и монеты), однако они в будущем мире стоят не больше, чем осколки стекла в нашем.
По этому поводу Хафец Хаим привел еще одну короткую притчу.
Однажды я увидел маленькую девочку, которая играла со своей тряпичной куклой. Если бы взрослые отобрали у нее эту куклу и спрятали, представляете, как горько бы она плакала. А если бы куклу достали из тайника, спустя много лет, когда девочка уже выросла, и рассказали бы ей, как она плакала из-за куклы? Ей было бы очень стыдно!..
Именно это мы и просим у Творца в благословении после еды: дай нам разум, чтобы мы смогли различить ценность Твоих заповедей в этом мире, и тогда нам не придется стыдиться и позориться в мире будущем! Есть похожие слова и в благословении «Любовью вечной» в утренней молитве: «И научил их законам жизни, чтобы исполнять волю Твою всем сердцем… вложи в наше сердце разум, чтобы понять, уразуметь, услышать, выучить и преподать, соблюдать, делать и исполнять все слова учения Торы Твоей с любовью. И освети наши глаза Торой Твоей, и прилепи наше сердце к заповедям Твоим, и соедини наше сердце, чтобы любить и трепетать перед Именем Твоим. Не устыдимся, не опозоримся и не споткнемся вовеки!» (Шулхан Шаббат Арух)
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский