Темы: Иосиф, Ашгаха пратит, Микец, Оцарот, Чтение для детей, 12 колен Израиля, Рассказы
«И сказал он своим братьям: возвращено серебро мое, и даже вот оно, в суме моей. И обмерло сердце их, и они с трепетом друг другу говорили» (42:28). В этих главах мы учим, какова была сила и мужество святых братьев, которые в одиночку убили всех жителей Шхема и даже угрожали Йосефу, что если он не отпустит Бенъямина с ними, они разрушат весь Египет! В таком случае удивительно: как понять сильный страх, который овладел ими в этот момент? Они думали, что не смогут заставить Йосефа дать им пищу в годы голода? Разве те, кто способен разрушить Египет, не смогут силой отнять все, что необходимо им для жизни, если им не дадут это по закону?
Следующий рассказ прояснит ответ.
Однажды гаону раби Исеру Залману Мелцеру рассказали, что на кухне в кастрюле закипело молоко, которое перелилось через край, и часть его пропала. Услышав это, он сразу сказал: «Знаю, почему так случилось. Каждый день к нам в дом заходит бедняк и получает две монеты. А сегодня ему дали одну монету, и я не сомневаюсь, что пролившееся молоко как раз стоит ровно столько, сколько недополучил тот бедняк».
К этому раби Мелцер прибавил: «Быть может, вы удивитесь, откуда у меня такие расчеты. Но я вам расскажу, что происходило в прошлом. Однажды к гаону раби Хаиму из Воложина пришли и сказали, что ведро в колодце оторвалось и упало вниз, и теперь его не достать. Услышав это, раби Хаим погрузился в себя и стал вести расчеты. Затем он отдал несколько монет на милостыню и заявил: “Теперь вы сможете достать ведро из колодца”. Так и получилось.
После этого случая раби Хаим все объяснил: “Как известно, мой обычай — отделять пятую часть от любой суммы, которая ко мне приходит. Но сегодня утром возникло сомнение по поводу некоторой суммы, отделил ли я от нее пятую часть или только десятину. И поскольку десятину-то я уж точно отделил, я решил оставить как есть и велел пользоваться оставшимися деньгами.
А теперь, когда стало известно о ведре, я снова стал подсчитывать деньги и понял, что не следовало облегчать. И как только я выплатил недостающее, отдав эти деньги бедным, ведро вернулось из ямы”.
Отсюда мы видим, как великие мудрецы Израиля могут своим кристально-чистым взглядом понять, какой грех привел к постигшему их ущербу. Поэтому они умели исправлять испорченное, и проблема устранялась после того, как в ней уже не было необходимости».
Теперь ответ на наш вопрос, как объясняет гаон раби Моше Хеврони.
Страх святых братьев был не от того, как поведет себя Йосеф. С любыми его действиями они легко могли справиться. Страх возник от того, что они проверили свои поступки и не смогли понять, какая духовная причина вызвала такое наказание. Как и положено праведникам, они поняли, что за материальными событиями скрывается духовный грех, и устрашились от мысли, что не могут найти этот грех и исправить (Леламедха).
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский