«И построил там жертвенник для Б-га, явившегося ему» (12:7). Когда наш праотец Авраам прибыл в страну Израиля, Всевышний дал ему два обещания, каждое из которых было способно создать для него и для его жены Сары бесконечное счастье. Первое обещание заключалось в том, что у него будет сын после долгих лет бесплодия, и произойдет это, когда ему исполнится сто лет. Второе обещание — что страна Израиля будет дарована избранному народу, который произойдет от его потомства.
Мы могли бы ожидать, что Авраам будет прославлять и восхвалять Б-га, принося благодарственные жертвы за эти добрые вести на построенном им жертвеннике. Но при размышлении над приведенной выше фразой, как подсказывает нам комментарий «Ор а-Хаим», видим, что благодарность Авраама выражалась совсем по другой причине.
И построил там жертвенник — из-за чего? Для Б-га, явившегося ему. Он благодарит Святого, благословен Он, за сам факт раскрытия и появления перед ним впервые в жизни, как отмечает Рамбан: «Смысл слов “для Б-га, явившегося ему” в том, он благодарил Б-га и зарезал для Него жертву за то, что Он явился ему. Ведь до сих пор Б-г ему не показывался, не являлся ему ни в видении, ни в откровении».
Несомненно, — поясняет Ор а-Хаим, — Авраам воздал хвалу Всевышнему и за потомство с землей. Но наиболее важной и возвышенной, за что следовало благодарить, для него была сама близость к Б-гу. Все его устремления заключались в том, чтобы удостоиться этой близости, а все остальное оставалось лишь средством для этой цели. И хотя он очень возрадовался полученным обещаниям, они показались крошечными в сравнении с великим обретением близости к Творцу. Ведь это самое истинное и великое наслаждение в мире.
Рамхаль в книге Месилат Йешарим (гл. 1) описывает это наслаждение близостью к Всевышнему как единственное, ради чего был сотворен человек: «Ведь человек был сотворен, только чтобы наслаждаться Б-гом, получать удовольствие от сияния Его Шхины, ибо это и есть истинное наслаждение и величайшее из всех блаженств, какие только могут существовать. Настоящее совершенство — это лишь сопричастность Ему, и об этом говорил царь Давид: “Я близок к Всесильному, хорошо мне”».
Так и мы, стоя в молитве и с просьбами к Царю царей о здоровье, пропитании и т. д., должны утвердить на сердце, что не это главное. Настоящая цель — наслаждаться Б-гом. Сам факт того, что мы удостоились стоять и молиться перед Всевышним, который прислушивается к нашим мольбам, и что мы сумели приблизиться к Нему, это величайшее обретение. Все же наши просьбы — лишь повод для того, чтобы было, о чем молиться.
Наш учитель раби Йосеф Хаим приводит в этой связи притчу в книге «Бен Иш Хай» (ч. 1, 3, «К великому шаббату»).
Двое людей снискали благоволение в глазах царя, который решил сделать им добро и вручить каждому из них дар из своей сокровищницы на сумму триста шестьдесят золотых монет ежегодно. В той стране был обычай: если кто-либо получал подарок от царя, ему давалось право войти в царские покои во дворце и лично выразить свою благодарность.
Царь предложил им выбрать из двух возможностей: или раз в год получать всю сумму, или разбить ее так, чтобы каждый день получать по одному золотому, так чтобы вся она оказалась выплачена к концу года. Первый из награжденных решил взять 360 золотых сразу в начале года, чтобы не брать на себя ежедневный труд ходить во дворец, а его товарищ предпочел получать каждый день по одной монете.
Слуги царя удивились, зачем он выбрал такой обременительный вариант — ходить каждый день за одной монетой. Но тот ответил им с мудростью: «Моя радость от получения денег даже близко не подходит к той огромной радости, которуя я испытываю от посещения царского дворца, когда своими глазами вижу его величество во всей славе и роскоши. А поскольку есть закон, что всякий, кто получает подарок от царя, даже если он крошечный, вправе увидеть лицо царя и поблагодарить его за это, я предпочел получать одну монету ежедневно, чтобы видеть лицо моего великого и возвышенного царя каждый день и благодарить его за оказанную милость».
В мидраше Коэлет Раба приводится история о важном человеке, которого царь захотел прославить, поскольку был признателен ему за помощь в восхождении к власти. Сказал ему царь: «Попроси у меня все, что пожелаешь, и я выполню просьбу!» Тот человек был мудрым, подумал он и понял, что если попросит золота и серебра, то лишь их и получит. Попросит дорогой жемчуг — лишь его и получит. Он решил попросить то, что включает в себя все: стать зятем царя. Царь выполнил просьбу, как и обещал, и так этот мудрец получил все царство, и золото, и серебро, и жемчуг.
Мы читаем о том, как Всевышний явился царю Шломо в Гивоне в ночном сновидении и сказал: «Проси, что дать тебе». Шломо в ту пору еще только вступил на престол, и у него было много противников, как и у его отца Давида. Он мог попросить сильной власти, богатства и почестей, мира и процветания без войн. Но тем не менее он попросил не это, а что? Только мудрость, чтобы уметь справедливо судить. Сказал ему Святой, благословен Он: «Поскольку ты попросил мудрость, то получишь все — и богатство с почестями, и победу над врагами». Тотчас снизошел на него дух святости, и он написал три книги — Притчи, Коэлет и Песнь Песней. Он знал все премудрости, язык растений и птиц. Со своим широким пониманием он сумел воцарить мир в стране, и так обрел все блага земные. Ведь он знал корень всех вещей, поэтому от его взора не скрылось, где находится богатство и все прелести мира (Оцротейну).
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский