Темы: Беаалотха, Оцарот, Хазон Иш, Чтение для детей, Рассказы
«Когда будешь зажигать свечи» (8:2). «Привяжи свой меч к бедру, богатырь, свою славу и великолепие», — сказал царь Давид (Теилим 45:4). В Гмаре (Шаббат 63 а) говорится, что это аллегорическое указание на слова Торы. Пример понятен, но что он означает?
У Маараля из Праги есть прекрасное объяснение касательно того, как Моше убил Ога, царя Башана. Сказано, что рост Моше был десять локтей, длина копья — еще десять локтей, и подпрыгнул он на десять локтей, сразив его. Маараль объясняет, что для победы человеку (или народу) нужно сочетание трех качеств: собственной силы (физической силы и духовной прочности), расторопности (указывающей на желание и мотивацию) и подходящих средств — орудий и военных принадлежностей. На все это мудрецы намекали, говоря о росте Моше (собственная сила), прыжке на большую высоту (расторопность) и длине копья (правильные средства).
В контексте его слов поймем, что об этом и сказано: «Привяжи свой меч к бедру, богатырь, свою славу и великолепие». Недостаточно личной силы, нужно еще вооружиться подходящими инструментами. Мудрецы учат, что это — намек на слова Торы. Для них недостаточно талантов, какими бы развитыми и блестящими они не были. Нужно также вооружиться обширными познаниями. К этим двум добавьте третий фактор — усердие и труд над Торой — и их сочетание принесет совершенный результат: «славу и великолепие».
Добавим еще кое-что. Многие одаренные учащиеся, когда им задают вопросы по Алахе, отвечают: «Нужно еще посмотреть». При этом они знают, где посмотреть, и когда посмотрят, будут знать ответ. Это тоже неплохой уровень. Но чему это можно уподобить? Воину, который идет по улице, встречает врага с обнаженным мечом и говорит ему: «Погоди минутку, свой меч я забыл дома, сейчас схожу за ним, и мы сразимся».
Не таков правильный путь. «Привяжи свой меч к бедру, богатырь» — твои знания всегда должны быть с тобой. «Пусть слова Торы будут заучены у тебя на устах, и когда человек спросит тебя, не заикайся, а тотчас ответь ему!»
Так и нужно учиться: «Когда будешь зажигать свечи — пока пламя не начнет подниматься само собой» (Раши).
Ты не должен нуждаться в том, чтобы рядом постоянно были книги. «Народ с Торой Моей в сердце» — пусть слова Торы будут заучены у тебя на устах, упорядочены и выстроены по разделам.
Известна история об одном из мудрецов поколения, которого спросили, как он достиг своего уровня. Он ответил, что здесь нет секрета: «Согласно страданию — награда» (Авот 5:22). Чем больше трудишься, тем больше постигаешь, в точности!
Когда наш учитель Хазон Иш покинул этот мир, его оплакивали во всех общинах Израиля. Рав из Бриска поинтересовался, что о нем говорили великие. Ему сказали: все отмечали, что Хазон Иш изучал Тору во имя нее и поэтому удостоился многого.
На это рав из Бриска отреагировал со своей известной резкостью: «Им докучает вопрос: как же Хазон Иш достиг всего, чего достиг, а они нет? Так вот они нашли ответ: он, оказывается, изучал Тору во имя нее, а они нет!
Если бы таким был вопрос, таким мог бы быть и ответ. Но на самом деле здесь нет вопроса: просто он трудился и обрел, а они не трудились, как он!» (Мекарван ле-Тора)
Сегодня, отвечает Рика Гдалевич
Вчера, отвечает Ципора Харитан
19 июля, отвечает Рика Гдалевич
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Гади Поллак
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Рав Авраам Коэн
Рав Яков Шуб
А, может, я тоже моавитянин?
Гади Поллак
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Авраам Коэн
Моавские горы - горы современного государства Иордания, расположенные на востоке от горы Иордан и Мертвого моря
Рав Овадья Климовский
Почему отец и братья царя Давида не стали ему верными помощниками?