Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Работа в субботу не приносит заработка и покоя

«Шесть дней делай работу» (23:3). Нужно понять, зачем в Торе дается эта фраза. Разве человеку заповедано работать шесть дней? На это отвечает гаон раби Шалом из Саса в книге «Вехам а-Шемеш» (Шмот 20:8), сперва задавая другой вопрос. В конце истории сотворения мира сказано: «И завершены были небо, и земля, и все их воинство, и закончил Всесильный в день седьмой» (Берешит 2:1).

Эти слова, на первый взгляд, кажутся противоречащими. Из слов «завершены были» видно, что все закончилось в шестой день, а после слов «закончил Всесильный в день седьмой» кажется, что Б-г закончил Свою работу уже в шаббат. На самом же деле Он завершил создание мира в шестой день, но мир все еще был нестабилен и нуждался в дополнении и укреплении, подобно любому металлу, который после плавки нужно остудить водой, чтобы он затвердел. Благодаря тому, что Б-г упокоился в седьмой день, завершилась работа шести предыдущих дней. И как это было при сотворении мира, так и каждую неделю: «Шесть дней делай работу». Ты можешь работать шесть полных дней от восхода солнца до заката, но все это будет непрочно в твоих руках, пока не наступит «в день седьмой шаббат». Тогда твоя работа утвердится. Здесь заключено глубокое послание для тех, кто полагает, будто из-за отказа работать в шаббат их заработок уменьшится. Отсюда мы учим, что именно шаббат оберегает и укрепляет всю недельную работу. Прекрасную мысль в этой связи выразил гаон раби Ицхак Хай Боховза в книге «Лехем лфи а-Таф» (Шаббат, п. 2): иногда «шаббат» используется в женском роде, а иногда в мужском. Это намекает на то, что снаружи суббота кажется чем-то женским — она получает и находится под влиянием, и нет у нее ничего своего. В будни человек зарабатывает деньги, а в шаббат — ничего, но лишь расходует из того, что заработал ранее. Но так выглядит лишь со стороны, на самом же деле шаббат — это мужской принцип. Он не только не находится под влиянием будней, но и сам влияет на доходы остальных дней, зависящие от его соблюдения. В святом Зоаре (Итро 88,а) написано, что все шесть дней недели благословляются от шаббата, а расходы на шаббат ничего не убавляют от общей прибыли человека.

Раби Шалом приводит историю, произошедшую с Хафец Хаимом. Однажды он приехал в город Чернигов и услышал, что там есть еврей, у которого рабочие-евреи работают на заводе в шаббат. Зашел к нему Хафец Хаим и попытался повлиять на него, чтобы тот закрывал завод на шаббат. Владелец завода стал оправдываться: «За каждый рабочий день я зарабатываю 4000 рублей. Разве можно представить, чтобы я согласился потерять из-за остановки в шаббат такую сумму?!» Хафец Хаим объяснил ему, что тот полностью ошибается в своих подсчетах. Если продолжит нарушать шаббат, ему грозит потерять весь завод! «Шаббат не мешает заработку, напротив — это и есть источник доходов, источник благословения», — закончил свою речь Хафец Хаим. Услышав такое, его собеседник усмехнулся: «Что Вы думаете, стих из Торы заставит мой завод останавливаться на 24 часа еженедельно?» Спустя короткое время, большевики захватили власть в России. Среди прочего, они отобрали все заводы, бывшие во владении того еврея. Сам он чудом сумел сбежать и спастись от смерти, но остался в нищете. Увидев, что с ним произошло, он вспомнил слова великого Хафец Хаима и направил ему письмо с признанием: «Теперь вижу, что слова уважаемого рава оказались верны. Верно, стих из Торы способен остановить мой завод!»

Другой еврей в Радине, который отошел от общины и испортился, открыл в шаббат свой винный магазин. Услышав об этом, Хафец Хаим содрогнулся. Он пригласил его к себе и спросил: «Зачем и почему?» «Раби, — развел владелец магазина руками, — я пробовал торговать вином шесть дней в неделю, и мне просто не хватало прибыли, чтобы прокормить свою семью. У меня нет выбора…» «У меня есть для тебя более простое решение, — ответил Хафец Хаим с искусственной простотой, — в каждой бочке вина встроен кран, который ты открываешь, чтобы наливать вино покупателю. Теперь послушай моего совета и сделай два крана. Из каждой бочки ты будешь продавать вдвое больше». Торговец смутился и не понял, почему рав насмехается над ним. «Разве ты не понимаешь, что то же самое количество вина, которое тебе постановлено Свыше продать за шесть дней, ты продаешь за семь?» — пояснил Хафец Хаим. «Наши мудрецы учат нас, — продолжил он, — что пропитание определено для человека с Рош а-Шана на целый год. Всевышний в точности постановил, сколько денег каждый заработает за это время. Поэтому верующий открывает шесть кранов, то есть работает шесть дней, за которые к нему приходит вся прибыль. А самые хитрые пытаются открыть еще и седьмой кран, надеясь, что через это получат больше доходов. Но они не знают, что напрасно стараются — напротив, труд всей недели уходит впустую. Ведь от работы, исполняемой в шаббат, человек никогда не увидит благословения». Нечто подобное рассказывают об одном еврее из Туниса, который открывал магазин в шаббат, утверждая, что ему не хватает заработка. Обратился к нему гаон раби Мацлиах из Эзуза с предложением: «Попробуй на месяц оставить свой магазин закрытым по шаббатам, а в конце месяца сделай подсчет. Увидишь, что прибыль не уменьшится!» Тот еврей так и сделал и через месяц признался раву, что прибыль и в самом деле осталась на прежнем уровне (Оцротейну).


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Ни за что бы не подумала, что быть матерью так тяжело…

Вчера, отвечает Лея Хмельницкая

Какие молитвы или псалмы читать, если женщина долго не может выйти замуж?

18 декабря, отвечает Редакция Толдот

Как оградить англоязычную девочку от издевательства одноклассниц?

17 декабря, отвечает Ципора Харитан

События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его