Темы: Бо, Оцарот, Саранча, Чтение для детей, Казни Египетские, Раби Моше Файнштейн
«Вот завтра Я приведу саранчу в твои пределы» (10:4). «Если откажешься отпустить мой народ, — сказал Моше Рабейну фараону, передавая слово Б-га, — Я приведу саранчу. И покроет она вид земли, и не сможешь видеть землю». Раши комментирует: «Смотрящий не сможет увидеть земли — Писание выражается кратким языком».
Но святой Алших написал, что это не просто краткий язык. Имеется в виду сама саранча, как и следует из буквального смысла фразы. Он объяснил это так: «Обычно, когда саранча садится на траву, то даже будучи очень многочисленной, как плотный ковер, она все равно видит землю под собой. Но саранчи, прилетевшей в Египет, было так много, что хвост одной особи оказывался под головой у другой. Им было так тесно, что даже сами они уже не могли видеть траву под собой. А за ними уже летела еще и еще волна, и каждая особь видела под собой лишь других и ничего более…»
Наши учителя уже многое сказали на тему того, что казни египетские были символическими. Они пришли в точном соответствии со злодействами египтян, по принципу «мера за меру». Из этой истории можно извлечь бесконечное множество уроков.
В Агаде говорится, что египтяне были поражены сорока или пятьюдесятью казнями. Это значит, что над каждой из казней можно размышлять с разных сторон и сделать из нее различные выводы.
Возьмем, к примеру, эту казнь согласно комментарию Алшиха.
Наше общество построено на принципах соперничества. Все спешат бежать вперед, погрязают в долгах и считают купюры, порываются к следующим целям: более дорогая квартира, более современная машина, более совершенная техника. Никто и не спорит с тем, что хорошая квартира и машина приносят комфорт. Саранча стремится к зеленой траве, и человеку тоже хочется чего-то большего.
Но, увы, мы жаждем не квартиру и не машину! Нам досаждает то, что у другого уже есть, а у нас еще нет. Почему сосед уже купил эту вещь, почему друг теперь будет смотреть на нас сверху вниз? И тогда — как та самая саранча в Египте — никто уже не видит травы, каждый смотрит лишь на хвост другого, опередившего его. Этот «ковер из саранчи» очень опасен — это одна из казней, описанных в Торе…
О чуткости к ближнему мы можем выучить кое-что важное из следующей истории.
Наш учитель, «законодатель поколения» гаон раби Моше Файнштейн как-то раз оказался на некоторое время в больнице, а его сын оставался рядом, чтобы прислуживать ему и облегчить его пребывание там. Вошла медсестра: «По телефону просят рава Файнштейна».
Интересно, кто же это постарался дозвониться до больницы всего за час до шаббата. Сын ответил на звонок и спросил: «Стоит ли вопрос о спасении жизни?»
«Нет, не дай Б-г, — ответил женский голос, — но у меня есть вопрос к раву. Я позвонила к нему домой, а мне сказали, что он в больнице».
«Так и есть, но поймите, он приехал сюда не просто для профилактики. Он слаб и с трудом может разговаривать. Позвоните на исходе шаббата — быть может, ему станет лучше».
«Нет! — закричала женщина с протестом, — этот вопрос очень срочный и не может ждать до конца шаббата».
«Передайте мне вопрос и оставайтесь на линии. Я постараюсь задать его».
На том конце раздался облегченный вздох: «Спросите его, когда наступает время зажигания свечей для шаббата».
Сын рава Файнштейна не поверил своим ушам: «Из-за такого вопроса нужно беспокоить рава и звонить в больницу?!»
Женщина была оскорблена: «А Вы думаете, я первый раз его задаю? С тех пор, как я овдовела, и муж больше не называет мне время зажигания свечей, я каждый раз накануне шаббата звоню раву, и он говорит мне и благословляет со словами шаббат шалом».
Другая женщина пришла в дом к нашему учителю и попросила впустить ее. Ей сообщили, что там собирается важная встреча по общественным вопросам, и ей нужно подождать, пока она закончится. Каждые несколько минут она вставала. «Ну, и когда же закончится эта встреча?» — спрашивала она в нетерпении. Она была не единственной ожидающей. Были люди, пришедшие раньше нее, и у каждого были свои вопросы и сомнения. Одни опустили глаза в книги и читали, а другие просто скучали. Но все ждали терпеливо, кроме нее.
Возможно, ее вопросы и в самом деле были срочными. Быть может, они даже касались спасения жизни, — подумал ученик, стоявший возле закрытой двери. Следует выяснить.
«Чего Вы хотите от рава?»
Глаза женщины засияли. Она достала из сумки письмо.
«Это пришло от моей сестры из России. Она пишет по-русски из-за цензуры. А я читаю только на идише и на английском. Вот я и пришла, чтобы рав перевел для меня».
Тот был изумлен: «И из-за этого Вы беспокоите рава? Ему что, заняться нечем, кроме как переводить письма с русского на идиш?!»
Женщина возмутилась: «Разве я первый раз прихожу? Он уже более двадцати лет переводит мне письма моей сестры!»
Рассказывает сын нашего учителя — гаон раби Реувен Файнштейн, глава ешивы Стейтн Айленд. Однажды он пришел в ешиву Тиферет Йерушалаим посоветоваться с нашим учителем по неотложному делу для ешивы. Вошел к нему в кабинет и прежде, чем он успел засомневаться, вправе ли он поделиться своими мыслями, туда ворвалась женщина и начала рассказывать о своих бедах. В течение нескольких минут стало ясно, что она не в своем уме и воображает, будто духи и демоны преследуют ее. Она подробно описывала свои галлюцинации, а рав Файнштейн внимательно выслушивал. Красочные описания начали повторяться, и раби Реувен хотел сказать, что глава ешивы уже понял суть. Но наш учитель намекнул ему на идише: «Позволь ей продолжить, ведь ей горько. Кто еще станет ее слушать?»
Она задержала их на полтора часа. Рав Файнштейн ни на секунду не проявил нетерпения. Она продолжала бы говорить, если бы не стемнело. А ведь это считается временем, когда демоны выходят на охоту! Она тотчас поспешила закончить, и рав наконец-то смог перевести дыхание (Ве-аиш Моше, Ве-ягед Моше).
Рав Ефим Свирский
Рав Арье Кацин
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
«Оцарот»
Когда Яаков отправил своих слуг с подарками для Эсава, он несколько раз повторил одну и ту же фразу. Яаков боялся, что его неправедный брат сделает слуг своими рабами, и они не смогут служить Творцу.
Рав Бенцион Зильбер
Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Борух Шлепаков
Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
В том случае, если мы получаем пользу, находясь в каком-то месте, надо быть благодарным и что-то для сделать в ответ. Что об этом думал раввин Хаим Шмулевич?