«И благословлю благословляющих тебя» (12:3). Рассказывает рав Аарон Твисиг.
От моего отца, господина и учителя я получил правило: нужно встречать приветливо и с благословением каждого, кто приходит ко мне, и каждого, к кому прихожу я. Заходишь в автобус — скажи: «Шалом тебе, господин водитель. Доброе утро, господин водитель». Быть может, он будет удивлен и озадачен, но тотчас поймет, что ему и вправду желают добра, причем от всего сердца. А слова, исходящие от сердца, проникают в сердце и растворяют преграды. Люди жаждут доброго слова, особого отношения к себе. Когда растение поразил зной, оно сморщивается и увядает, но стоит брызнуть на него каплями воды — оно поднимает голову, открывает бутоны и расцветает. Это проверено и исследовано, не требует усилий и вложений средств — только внимание и искренний интерес к ближнему. С такой легкостью можно оживлять души, исполнять заповедь милосердия и любви к народу Израиля. По принципу «мера за меру» поступающий так и сам удостоится любви Б-га, интереса с Его стороны, близости к Нему и Его благословения. Об этом Тора говорит прямым текстом: «Благословлю благословляющих тебя».
Люди толпятся у порога праведников, чтобы получить благословение, и это хорошо и правильно. Но они могут заслужить благословение Небес: «Благословение Б-жье обогатит — в любой области — и не прибавится печали к нему» (Мишлей 10:22). Давайте же использовать это!
Приведу рассказ о событиях, которые произошли со мной. Есть старый обычай у Хевра-Кадиша посвящать 7-е Адара — день, когда умер Моше Рабейну, — посту и размышлению о своих поступках. А после завершения поста у них принято устраивать большую трапезу и выступать на ней, произнося речь на тему этого дня. Однажды меня пригласили произнести несколько слов на трапезе, устроенной благотворителями Хевра-Кадиша в Тель-Авиве. Мероприятие проходило в большом зале в северной части города, в районе, который в ту пору еще не был заселен. Я охотно согласился. Единственное, о чем я просил, — это чтобы меня подвезли туда и обратно.
«Не страшно, за Вами пришлют такси», — сказали они.
Когда я прибыл, трапеза уже была завершена, и я выступил с речью. Затем все расстались с благословениями, и я вышел из зала. Все сели по машинам и поехали, зал закрылся у меня за спиной, свет погасили, и я остался один.
Машина не приехала — видимо, водитель забыл. Что ж, такое бывает. Я стоял один в темноте. Иногда вспыхивали огни — это проезжали автомобили. В ту эпоху еще не было мобильных телефонов, а время было позднее, приближалась полночь. Что же делать? Молиться! «Владыка мира, пришли мне такси!»
Всевышний слышит все молитвы. Такси проезжало мимо, я поднял руку, и машина остановилась.
«Добрый вечер, господин водитель! — говорю я, — Вы можете доставить меня до Бней-Брака?»
«Валла, — говорит он… (Видимо, на их языке это значит “да”) Всевышний, услышал мою молитву!»
Очевидно, если моя молитва была в том, чтобы найти такси, то его молитва — в том, чтобы найти пассажира.
Я сел в машину со вздохом облегчения. Надо сказать, вначале я немного испугался. У водителя все волосы были собраны в хвостики, скрепленные кольцами, он выглядел, словно какое-то неведомое существо. Но в Гмаре сказано (Мегила 3 а), что демоны не произносят имя Всевышнего.
Шофер включил счетчик и поехал, а сам выглядел весьма взволнованным. Хлопнул по рулю и воскликнул: «Б-же, спасибо тебе!»
Я подумал про себя: это ведь мне подобает восклицать слова благодарности Творцу! Это я стоял в одиночестве, в полной темноте, посреди пустыря. А тут водитель с непокрытой головой благодарит с таким сильным чувством!
Но когда он уже в третий раз воскликнул: «Б-же, спасибо тебе за то, что услышал мою молитву!», я понял, что здесь происходит что-то необычное.
Я спросил осторожно: «И о чем же ты молился?»
Тот ответил: «Уважаемый рав, взгляни на часы!»
Я взглянул — было около двух часов ночи.
«Я работаю с восьми утра, с трудом удерживаю глаза открытыми», — продолжил он.
Ясно, что мне стало не по себе от таких слов. «Зачем же ты продолжаешь возить пассажиров?» — спросил я.
«Потому что с восьми утра и до того, как увидел тебя, я не слышал ни одного доброго слова. Весь день люди садились и выходили: “отвези меня туда, отвези меня сюда”, платили и шли по своим делам. Никто не сказал “доброе утро” или “добрый день”. И я спросил себя: я что?! Не человек, а робот? Клянусь, что не вернусь домой, пока не услышу доброе слово! А потом испугался до смерти — если за весь день доброе слово не прозвучит у моих ушей, кто знает, не настанет ли мне конец…
И вот, ты подаешь мне знак рукой, чтобы я остановился, и говоришь: “Добрый вечер”. Моя молитва услышана! Наконец-то, кто-то отнесся ко мне по-человечески. Теперь я могу ехать домой и отдыхать!»
Я выслушал его, и мне стало страшно. Я боялся, что он заснет за рулем, и произойдет авария. Стал беседовать с ним, чтобы он не заснул. О нем, о его работе, семье, обо всем, что могло занять его ум.
Мы приехали в Бней-Брак, счетчик такси показывал 47 шекелей. Я достал купюру в 50. «Мне было очень приятно, — говорю, — оставь сдачу себе». Такая добавка показывает, что ты ценишь его работу. Быть может, для него это важнее самих денег.
«Прости, — ответил он, — я не возьму денег!»
«Что значит, не возьмешь денег? Ты ведь работал, тебе положено. Представь себе, что я до сих пор мог бы стоять на темной дороге. Ты даже не представляешь, сколько добра сделал мне!»
«Нет, — говорит он, — ты сказал мне “добрый вечер”. И это для меня дороже всего» (Мекарван ле-Тора).
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его