«Лишь край его увидишь, а целиком не увидишь» (23:13). «Фаланги» — сегодня это уже стало широко известным названием. Так называются военные подразделения в Ливане. По своему происхождению это греческое слово. Фаланги были секретом военного успеха Македонской империи, с их помощью Александр Македонский ликвидировал могущественную Персидскую империю и покорил весь древний мир от Африки до подступов к Индии.
Чем же таким особенным была фаланга?
Александр выстроил свои отряды в форме квадрата, огражденного стеной щитов, из-за которой торчали копья, словно иглы ежа. Это было тесное построение, в ряды которого враг никак не мог пробиться. Оно беспрепятственно продвигалось к цели, сокрушая все на своем пути. Воины шагали вместе, как одно целое, словно это было гигантское оружие, покрытое доспехами и окруженное торчащими штыками. Сила его заключалась в его единстве, в сплоченности, это была крепкая и неразрывная боевая единица.
Почему мы вдруг стали вспоминать о фалангах?
Это не мы стали вспоминать, а гаон раби Йонатан Айбешиц напомнил о них в своей книге «Яарот Дваш», говоря о теме нашей недельной главы. Подобно этим отрядам, сила которых в их единстве, «когда воины будут связаны друг с другом и сплочены, как следует, восставшие против них не смогут их одолеть, даже если их будет гораздо больше. Но если враги ухитрятся разрушить эту связь, среди воинов тотчас воцарится хаос и шум, нарушится их порядок и строй, и они падут, и никто не спасет их. В этом и состоят военные хитрости».
Помнит ли кто-нибудь перелом во время войны Йом Кипура, панику и путаницу, ошеломление и потерю контроля? Но ситуация перевернулась, когда прорвались в западное крыло канала, окружив Каир. Как такой прорыв стал возможен? Это случилось, когда удалось найти разделяющую линию между двумя армиями Египта и пробиться между ними.
Все это, — говорит гаон, — служит притчей для нас. «Балак и Билам поняли, что когда евреи сохраняют единство и не разделяются, никакой народ не может возыметь власть над ними. Даже если против них восстанет целый стан, их сердце не дрогнет. Но если они отделятся друг от друга, их будет легко одолеть. Тогда их ненавистники будут властвовать над ними, как захотят, не дай Б-г». Поэтому Балак проявил хитрость и сказал: «Иди же со мной в другое место, откуда увидишь его; лишь край его увидишь, а целиком не увидишь, и прокляни его для меня оттуда». Ведь если бы Билам увидел народ Израиля целиком, он не смог бы навлечь на него дурной глаз. Если же он увидит лишь часть евреев, обвинение падет на них. Дурной глаз охватит их, и их сплоченность распадется. Тогда обвинение распространится на весь народ.
Впрочем, замысел Балака не удался: «Не узрел беззакония у Яакова, не увидел несправедливости у Израиля, Б-г Всесильный с ним, и трубление Царя в нем». Раши комментирует: «Б-г Всесильный с ним — даже от тех, кто гневит Б-га и нарушает Его волю, Он не отходит. И трубление (труат) Царя в нем — имеется в виду любовь и близость (реут). Ведь когда евреи пребывают в единстве и близости друг с другом, они удостаиваются любви Творца. Они защищены от любого обвинения на небесах, от всякой угрозы и опасности!» Таковы слова гаона раби Йонатана Айбешица, и они актуальны не только для нашей недельной главы, но и на весь год.
На следующий день наступит пост семнадцатого Тамуза. Это был день, когда враги пробили стены Иерусалима. Каким же образом ненавистникам была дана власть над святым городом и Храмом? Как же народ Б-жий был отдан на растерзание? «При втором Храме были и Тора, и служение, и благотворительность. Из-за чего же он был разрушен? Из-за беспричинной ненависти». Разделение сердец. А когда есть разделение, в эту брешь прорывается враг. «Разделил сердца их, теперь будут виновны».
Постановление Амана требовало истребить, убить и уничтожить, поскольку обвинение пало на «один народ, рассеянный и разделенный». А спасение пришло после слов «пойди и собери всех евреев»! Наши мудрецы говорят, поясняя фразу: «Когда возопишь, спасут тебя собранные тобой» (Ишайя 57:13), что собрание его и сыновей его спасло его (Яакова) от руки Эсава.
Вернемся к примеру, приведенному в начале изложения, — к отряду фаланги. На всех солдат возложена задача сохранять единство строя и сплоченность. Но, в конце концов, у отдельно взятого солдата есть связь лишь с теми, кто стоит непосредственно справа и слева от него, перед ним и позади него, и больше ни с кем. То же самое и с нами. Чего от нас требуют свыше? Чем каждый из нас способен приблизить избавление, исправить грех разобщения сердец и отменить обвинение? Пусть каждый сделает то, что от него зависит — прежде всего, в кругу близких людей, в семье: «Муж и жена, если удостоились, — Шхина между ними». Где воцарится мир, там пребудет и Шхина. Тогда их не поразит дурной глаз, и никакое обвинение не падет на них. А в более широком кругу нужно работать с общиной и со всем обществом. Тогда со спокойным сердцем мы сможем сказать то, что говорили наши мудрецы: «Владыка мира! Мы сделали свою часть, Ты же сделай Свою. Пришли нам праведного избавителя поскорее!» (Майян а-Шавуа)
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Меир Мучник
Почему Авраам скорбел по Саре и оплакивал ее?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Реувен Куклин
Почему Ицхак сначала привёл Ривку в шатёр, а потом взял её в жёны?
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Овадья Климовский
Могло ли такое важное событие, как присвоение другого имени Агари, не войти в описание Торы?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Ефим Свирский
Рав Реувен Куклин
Что говорят комментаторы?