«И говорил Б-г с Моше, сказав» (8:1). Однажды мне выпал случай побеседовать с одним из евреев, спасшихся во время катастрофы (холокоста). Этот человек прошел «семь кругов ада», своими глазами он видел падение нацистских злодеев. Затем ему удалось восстановиться самому и помочь своей семье. Он рассказывал мне: «В Аушвице проводилась селекция. Часть людей была отправлена на уничтожение, а часть — в трудовые лагеря, где нас морили голодом почти до смерти, а мы работали до полного изнеможения и потери сил. Но нам, по крайней мере, была оставлена жизнь в подарок. Вместе с тем, мы знали, кому постановлено умереть, и кто не встретит день освобождения, кто склонится и падет».
«И как же вы об этом знали?» — спросил я.
«Мы видели это по глазам, — продолжил мой собеседник, — Это были те, у кого в глазах угасла последняя искра, кто потерял все надежды. Тот, в чьих глазах было смирение и покорность, пропадал. Он отставал и спотыкался».
Я вспомнил об этой беседе из-за высказывания рабейну Хаима Кафуси к нашей недельной главе.
Раши спрашивает в комментарии от имени Мидраша: «Почему отрывок о меноре стоит рядом с дарами глав колен? Когда увидел Аарон их дары, его сознание помутилось, поскольку сам он с ними в этом не участвовал — ни он, ни колено его. Сказал ему Святой, благословен Он: Жизнью твоей клянусь, твоя учесть лучше, чем их. Ведь ты зажигаешь и готовишь свечи».
Гаон раби Хаим Кафуси в книге «Беор Хаим» спрашивает: «Известно, что “говорил” (дибер) означает жесткую и проникновенную речь, тогда как “сказал” указывает на речь мягкую и умиротворяющую. А здесь Писание использует оба выражения вместе: “Говори с Аароном и скажи ему: когда будешь зажигать свечи”. Отсюда видно, что изначально в отношении Аарона преобладала суровость, и лишь затем настало примирение и благоволение. Отчего же и почему Святой, благословен Он, был суров с Аароном, святым человеком Б-жьим?»
И отвечает раби Хаим Кафуси: «С Небес была претензия к Аарону: почему твое сознание смутилось, когда жертвы глав колен были приняты, а ты не присутствовал среди них? Разве им было заповедано принести жертву, а тебя пропустили? Они ведь по собственной воле и инициативе предстали и принесли жертвы, а Моше было велено: “Возьми у них”. Кто же помешал тебе присоединиться к ним? Почему ты тоже не принес свою жертву? Почему ограничился завистью к действиям других?»
В этой связи мне и вспомнилась та беседа с человеком, спасшимся из лагерей смерти. К Аарону была претензия, почему он тоже не принес жертву, однако он, по крайней мере, им позавидовал! Ему хотя бы было жалко, и его страдание принесло ему право зажигать свечи.
Так было и с самими главами колен. Когда народ делал приношения для строительства скинии, они проявили лень и ничего не принесли. Думали, что в конце принесут, но уже ничего не осталось. Сыны Израиля уже все принесли, не оставив для глав ничего. Они не участвовали в приношении для скинии, но отдали драгоценные камни для одежд первосвященника: «А главы колен принесли камни оникса и вставные камни для эфода и для нагрудника» (Шмот 35:27).
В Таргуме Йонатана вместо «глав колен» (נשיאים) было использовано слово «облака» (נשיאם). «Это облака полетели к реке Пишон, где хрусталь и камень оникс, и подняли оттуда камни оникса и вставные камни для эфода и нагрудника, а затем бросили их посреди пустыни. И лишь затем главы колен Израиля пошли и принесли их для работы над одеждами».
Гаон-мыслитель, раби Цадок а-Коэн из Люблина (Цидкат а-Цадик 151), нашел в этих словах удивительную глубину. Облака затмевают и скрывают свет, но этот мрак является благословением для мира, как сказано: «Закрывающий небо тучами — готовящий дождь для земли». Главы колен поленились и были наказаны, они были единственными среди народа, кто не принес даров для скинии. Их лень была подобна покрову из туч и сумраку от облаков.
Их взгляд померк, но они не впали в апатию и бессилие, отчаяние и депрессию. Они судорожно начали искать, что можно принести. Препятствие стало для них стимулом, и эти же облака излили на них драгоценные блестящие камни. «Поэтому при открытии жертвенника они первыми принесли дары», и их пожертвования так подробно были описаны в Торе.
Так удостоились и они, и Аарон. Они не впали в отчаяние, и их надежда не угасла. Они смутились, но препоясались отвагой, укрепились и удостоились двойной награды. Как рассказывал тот еврей, спасшийся из лагерей смерти, тот, кто боролся, надеялся, стискивал зубы, но не отчаивался, в итоге победил. А кто опустил голову и руки и потерял свет в глазах, уже заведомо потерпел поражение.
Все сказанное относится к каждому. В каждом классе есть некоторые ученики, которые учатся, зубрят, повторяют и готовятся. Они достигают успеха и собирают высокие оценки. А есть другие — которые завидуют и впадают в смятение. Вместо того, чтоб завидовать, начните учиться, как первые, и тогда вы тоже преуспеете! Равнодушие и готовность смириться становятся залогом постоянных поражений. Вместо смущения и зависти пробуйте и достигайте! «Трудился и нашел — верь!» (Майян а-Шавуа)
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский