Как важно сохранять ограды
Перед дарованием Торы Всевышний приказал оградить гору со всех сторон: «Скажите: остерегайтесь подниматься на гору или касаться хотя бы края ее. Каждый, кто коснется горы, смертью умрет. Да не коснется ее рука, иначе будет побит камнями или застрелян» (Шмот 19:12). Нужно понять: откуда такая строгость, и зачем понадобилось двойное предостережение и столь суровое наказание? Ответ в том, что Всевышний хотел укоренить в нас условие получения Торы.
Ограждение, которое нельзя разрушать!
Рассказывают, что Саба из Кельма оградил здание своей знаменитой ешивы «Талмуд Тора» каменным забором. В нем были ворота, а ключ висел на крючке с внутренней стороны. В воротах было окошко, через которое можно было просунуть руку и взять ключ, чтобы отворить двери снаружи. Каждый входящий и выходящий обязан был запирать ворота и вешать ключ на крючок — это было нерушимым законом. Был назначен специальный сторож — и как всякая должность в Кельме, это было почетно и престижно — чтобы запирать ворота после завершения учебы и снова открывать их в начале следующего дня. Все, кто приходил раньше времени, включая и самого Сабу, терпеливо ждали, пока придет этот сторож.
Однажды он задержался, и ученики столпились и стояли перед запертыми воротами. «Мы теряем время для изучения Торы», — заявил один из них. Он перепрыгнул через забор и зашел в учебный зал.
Саба упал в обморок! Ему помогли прийти в себя, но он снова потерял сознание.
Его опять привели в чувство и спросили: «Что случилось? В чем дело?»
«А вы разве не видели? — ответил Саба дрожащим голосом, — он нарушил ограду! Кто знает, какие еще ограды он нарушает?»
«Почему рав так говорит? В конце концов, что такого страшного сделал тот ученик?» Он хороший парень, у него репутация кошерного еврея.
Однако не прошло много времени, как его позор раскрылся перед всеми. Оказалось, он был испорченным до основания.
Саба из Кельма проходил мимо своих учеников и заметил, как они оживленно беседуют.
«О чем у вас речь?» — поинтересовался он.
«О явном духе святости, который есть у Вас, — ответил один из участников беседы. Как Вы смогли узнать о том парне еще прежде, чем его случай стал известен всем?»
«Здесь нет ничего нового, — ответил рав, — все терпеливо ждут, а он перепрыгивает через забор. А ведь он не был таким уж усердным в учебе, чтобы жалеть каждую секунду времени. Это не любовь к Торе горела в нем, а желание сокрушать преграды, чтобы ни один забор не становился у него на пути. Так мне открылась его суть».
Рассказывают, как некто выражал удивление перед раби Натаном из Бреслава по поводу хороших и кошерных евреев в Германии, соблюдающих Тору и заповеди, которые стали брить себе бороды бритвой. Они ежедневно нарушали по пять запретов.
Говорят, в Австро-Венгрии парикмахеры приходили к ребе из Шинавы, и он занимался с ними, обучая удалять волосы с помощью препаратов (без бритвы). Он жаловался на деградацию поколений: «К моему святому отцу, автору книги Диврей Хаим, приходили, чтобы научиться Торе и молитве, а я вынужден обучать бритью…»
Но вопрос оставался: как это евреи нарушают каждый день по пять запретов из Торы?
Раби Натан ответил: «А как это в нашей стране нарушают установленное время чтения Шма каждый день? Ведь известно, что летом первый луч солнца появляется очень рано — в два часа ночи (Таарат а-Маим 10:24). Поэтому и последнее время для чтения Шма утром тоже наступает рано, и многие его пропускают. Но это ведь заповедь из Торы!»
Впрочем, не вполне понятно, в чем же заключается ответ. Теперь вместо одного у нас целых два вопроса. А в чем ответ?
Рассказывают, что раби Шимшон Рефаэль Вайс в молодости спросил гаона раби Шимона Шкопа: почему так легко был нарушен запрет бритья? Тот ответил: «Потому что над этим запретом нет никакого постановления мудрецов».
Бритвой — запрещено, а ножницами или препаратами — можно. Действительно, именно так выглядят заповеди, вокруг которых не создано оград. По-видимому, та же причина верна и в отношении чтения Шма. Поскольку для этой заповеди не существует ограды, и читать можно до конца отведенного Торой времени, это служит камнем преткновения.
Многие свидетельствуют, что когда тысячи евреев сумели спастись от ужасов мировой войны и достигли города Кобе в Японии, встал вопрос о линии смены дат. Здесь не место входить в детали, но суть вопроса была в том, в какой день следует встречать шаббат — согласно местным обычаям, или же это все еще шестой день, а шаббат наступает следом, как утверждал Хазон Иш, основываясь на книге «Кузари» и решении рабейну Зерахии а-Леви.
Этот вопрос вызвал путаницу, и многие добрые евреи соблюдали местный шаббат, а на следующий день устрожали для себя, воздерживаясь лишь от запрещенной Торой (но не мудрецами) работы. Ведь у нас есть правило: в случае сомнений с постановлениями мудрецов — облегчать.
Тогда-то и стало ясно всем, что если не проявлять осторожность, соблюдая возведенные мудрецами ограды, легко нарушить и запреты из Торы…
Мы видим, что первый грех — вкушение от древа познания, был совершен после того, как Хава нарушила ограду и коснулась дерева (Раши, Берешит 3:4). Об этом сказано (Ваикра Раба 26:2): «Спросили змея: отчего ты лежишь между заборами? Ответил он: От того, что я сломал ограду мира. Поэтому “ломающего ограду укусит змея” (Коэлет 10:8)» (Мекарван ле-Тора).
Сегодня, отвечает Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его